«Российская газета»: «Молодо Домодедово»
15.08.2014 6:22 «Российская газета», №6456. Самому стабильному округу в Подмосковье исполняется 45 лет.
На международной отраслевой выставке «Строительная неделя Московской области» экспертам задали вопрос: почему строительство ЦКАД начинается с Домодедово? «Потому что ЦКАД предполагает значительный приток рабочей силы, а в Домодедово уже сейчас не хватает 15 тысяч рабочих рук», — ответил первый замминистра инвестиций и инноваций Подмосковья Вадим Хромов. В то время, как всем вокруг не хватает земли, инвесторов, мест приложения труда, отдельно взятый подмосковный город, где постоянно проживают всего 146 тысяч человек, испытывает недостаток трудовых ресурсов. Какой секрет экономического роста знают в городском округе Домодедово?
Спасти село
«Аэропорт и сельское хозяйство — на этих двух отраслях держался район, когда я его возглавил», — рассказывает глава городского округа Домодедово Леонид Ковалевский. Он руководит 26-й год и на момент его прихода муниципалитет имел безликое определение «среднестатистический»: сельскохозяйственные поля, аэропорт и десяток небольших промпредприятий по машиностроению и металлообработке. И едва новый глава успел обжить рабочее место, все вокруг начало разваливаться — наступили 1990-е годы.
В Домодедово не стали изобретать велосипед и просто попробовали сохранить то, что имели. Для начала забрали у промышленников и сельхозпроизводителей социалку — детсады, жилые дома, спортивные объекты. Первыми в Подмосковье взяли их на бюджетное содержание. Для самого бюджета это стало шоком: денег не хватало, чтобы платить зарплату учителям и врачам, а тут добавилась тысяча домов, которые надо готовить к зиме, убыточные мазутные и электрические котельные. Первым делом в Домодедово создали объединение городского хозяйства, чтобы обслуживать весь жилой и социальный фонд. «Как-то прихожу туда на собрание и понять не могу: почему собрались начальники цехов всех домодедовских заводов, — вспоминает глава городского округа. — Оказалось, они перешли сюда бригадирами, мастерами… На любую должность шли, потому что ПТО было единственным в городе предприятием, которое работало без перебоев и регулярно платило зарплату».
Завязав потуже пояс, городские власти за год построили на селе пять небольших газовых котельных, чтобы уйти от «золотого» мазута и «серебряной» электроэнергии. Тогда же решением совета депутатов была введена в бюджете строка расходов на сельское хозяйство, чтобы помогать производителям с покупкой семян или химикатов. Могли бы, наверное, и не помогать, усилив заботу о тех же учителях и врачах. Но у местной власти подход был сугубо хозяйский: разрушить легко, восстановить потом невозможно. Как важна продовольственная безопасность, в Домодедово поняли еще четверть века назад. Поэтому сейчас город, где проживает 2% населения Московской области, производит 8% областного молока и 10% мяса, опережая по общим показателям экономического роста 31 субъект страны.
В четыре руки
Когда в стране появился закон о местном самоуправлении, в Домодедово делиться на городские и сельские поселения со своей властью не спешили. Посчитали, что несколько администраций на одной территории ничего, кроме неразберихи, не принесут. И оказались правы.
Сегодня управление в округе строится так: есть глава Леонид Ковалевский, который возглавляет и городской Совет депутатов. Есть сити-менеджер Дмитрий Городецкий, осуществляющий исполнительную власть на принципах единоначалия. И есть территориальные отделы с небольшим штатом, руководители которых назначаются городской администрацией. Теротделы нужны для того, чтобы местные жители из отдаленных микрорайонов не ехали в центр города со своими проблемами, а шли через улицу к начальнику теротдела. Скажете, маловато демократии при таком подходе в Домодедово? Может, и маловато. Только вот в общероссийском рейтинге качества жизни подмосковный город Домодедово занимает четвертое место, ни на йоту не отступив от требования Европейской хартии местного самоуправления о шаговой доступности местной власти.
Структура городского округа не предполагает обязательного наличия сити-менеджера. Но в Домодедово пошли именно по такому пути. Руководитель администрации Дмитрий Городецкий занимает эту должность с 2006 года, а ранее работал в той же администрации первым заместителем главы. Причем, когда его избрали сити-менеджером в первый раз, этот институт в стране только формировался и учиться на чужих ошибках было не у кого. Поучаствовать в конкурсной процедуре на должность сити-менеджера городского округа Домодедово может любой желающий. Но в последний раз на конкурс, кроме Городецкого, не заявился никто. Потому что все понимают, как и сколько надо работать.
Ставка на генплан
«Мы быстро поняли, что реструктуризировать экономику и проводить имущественные переделы нужно осмысленно, так, чтобы от ресурсо- и капиталоемких производств переходить на производство для человека», — рассказывает Дмитрий Городецкий. Поворачивали экономику лицом к человеку в округе на протяжении нескольких лет. Закрыли ручное неэффективное производство, свернули никем не финансируемые оборонные программы и начали развивать отрасли с высокой добавленной стоимостью — пищепереработку и стройиндустрию.
Создали пул землевладельцев, сосредоточивших в своих руках основные земельные ресурсы. Они дорожат репутацией, поэтому не стремятся застроить всё кругом жильем, а вовлекают землю в оборот последовательно: сначала производства с рабочими местами, затем дороги и социальная инфраструктура и только потом — переход к массовому строительству жилья. «Так мы на фоне большинства подмосковных городов приобрели «лица не общее выражение», которое создало для территории определенное реноме, помогает рационально чередовать природные, промышленные и селитебные комплексы, решать текущие и перспективные проблемы», — констатирует Городецкий. Теперь, имея почти пятимиллиардный бюджет, домодедовцы смогли завершить реконструкцию большинства медучреждений, за год отремонтировали 60 местных дорог и подступились к проблеме разгрузки железнодорожных переездов: в округе проектируются и строятся сразу 4 путепровода. В ближайших планах — 10 детсадов и 5 школ, Ледовый дворец и реконструкция городских очистных сооружений. Причем, на последний проект городские власти имеют уже 9 предложений, 7 из которых поступили от зарубежных инвесторов.
Инвесторы с особым удовольствием идут в Домодедово еще и потому, что городской округ имеет хороший генплан, одним из первых в стране принятый в формате нового Градостроительного кодекса. Работали над ним долго и уже неоднократно корректировали, причем в эту работу втянули и одноименный аэропорт, и крупных владельцев земли, обязав их разрабатывать схемы территориального планирования в том же институте, где делался генплан. В результате перспективы развития всего округа расписывал, что называется, один мастер. Простой пример: генпланом под развитие аэропорта Домодедово определена территория, дающая ему возможность расшириться до 9 взлетных полос. Это при том, что, уже считаясь крупнейшим хабом не только в России, но и в Восточной Европе, аэропорт приступил к строительству всего лишь третьей полосы. И поскольку в работе над генпланом участвовали все заинтересованные стороны, ни у кого не возникает вопросов: «А нельзя ли «откусить» кусочек от леса и поля?» и «Давайте построим что-нибудь рядом с аэропортом, все равно у них земли пустуют».
В прошлом году экономика Китая выросла на 7%, России — на 1,2%, Домодедово — более чем на 15%
По привлеченным инвестициям округ Домодедово держится в тройке лидеров уже несколько лет. Ведь что для инвесторов главное? Время. Скажем, транснациональная машиностроительная корпорация «Джон Дир» пришла в Домодедово из Калужской области, где из-за бюрократии и разногласий с чиновниками бросила недостроенное производство. Через 9 месяцев, после того как инвесторы обосновались в городском округе, первый трактор сошел с конвейера нового домодедовского завода. Вот она — однозвенная система управления в действии: все решается в «одном окне», без обиваний порогов многочисленных чиновничьих инстанций.
Сегодня городской округ Домодедово заслуженно самым стабильным муниципальным образованием Подмосковья. В прошлом году экономика Китая поднялась на 7%. Россия дала 1,2% прироста, Московская область — 3,2%. Экономический оборот городского округа Домодедово вырос более чем на 15%.
Подпишитесь на оперативные новости Домодедово в телеграме @prodomodedovo
Поделиться в соцсетях:
Zagogulina:
15.08.2014 в 07:36
Почему-то про медицину в городском округе ничего не сказано. Роддома нет и не будет в нашем передовом волшебном городе
Саныч:
15.08.2014 в 16:00
@Zagogulina, почему это Роддома не будет? На каком-то празднике говорили в парке, что в проектах построить личный роддом, с более лучшим оборудование, чем в Видно(точно не помню, но в Видном говорят, что очень хороший роддом) Т.е. из слов наших чиновников, роддом будет. Только вопрос когда, это у же другой вопрос.
Zagogulina:
16.08.2014 в 07:28
@Саныч, вот и вот-то. Видное тоже растет и развивается, и вряд ли роддом Видного сможет оказывать столь же качественные услуги при возрастающей в разы численности жителей.
Николай:
15.08.2014 в 08:42
«Российская газета» как была «Призывом» общенационального масштаба, так и осталась. Не удивлюсь, если домодедовская администрация сама о себе эту статью писала, как студент рецензию на дипломную работу, а большой дядя/тетя из центральной прессы подмахнули не глядя :)
Ольга:
15.08.2014 в 09:44
@Николай, на этот раз обошлось без лиан и скальных пород ))) только про свалку Софью-Луизу, овощебазу с толпой нелегалов, ЖК с обещанным выездом на М4, а вместо этого прокладываемым под окнами аборигенов шоссе, пробки на переездах, мусульманский район в мкрн. Авиационный, застройку с/х земель складами и вообще изменение назначения земель без общественных слушаний ничего нет, жаль… а так да, вопросы бизнеса решаются в одном окне ДМД ))
Лёха:
15.08.2014 в 08:46
«В прошлом году экономика Китая выросла на 7%, России — на 1,2%, Домодедово — более чем на 15%» Гы-гы-гы. Перефразируя известное произведение Ильфа и Петрова, «услышав об этом, миллионы китайцев хлынут в Домодедово! Домодедово автоматически переименовывается в Нью-Пекин, Пекин — в Старое Домодедово» (благо название «Новое Домодедово» уже занято)
Alex:
15.08.2014 в 09:00
@Лёха, под это дело «Новое Домодедово» вернется к своему историческому названию: «Деревня Большое Редькино»!
Псаки:
15.08.2014 в 09:10
Забыли про свалку
И кучу рабочей силы в мрн северный
Одни чурбаны ходят
Alex:
15.08.2014 в 09:19
@Псаки, ничо про свалку не забыли: она тоже дает свой вклад в то, что «Китай перегнали»!
Если брать показатель: количество привозного дерьма, складируемого в водоносных слоях на 100 тыс. жителей», то г/о Домодедово на первом месте в мире!
Марина:
25.09.2014 в 19:23
@Псаки,И не только в Северном они ходят, а доблестная полиция и фмс глаза закрывают.Превращают город в Домобад.
Alex:
15.08.2014 в 09:11
Кстати, в свете «одного окна»: КАК могло получиться так, что ГЕНПЛАН Редькинограда оказался «тухлым» — без собственной развязки с М4 и его теперь штопают за счет экологического преступления — превращения спальных районов г. Домодедово в газовую камеру транзита?!
В Китае за такое расстреляли бы!
Маня:
15.08.2014 в 11:10
@Alex, А развязка должна была быть построена совмсетными усилиями Су 155 и ЛСР и когда мы там смотрели квартиру, нас убеждали.. «Будет прямой выезда на М4…без этого дома не примут…»
Alex:
16.08.2014 в 08:48
@Маня, это из серии «в СССР будет построен коммунизм к 1980 году»…
Гость:
15.08.2014 в 15:49
Интересно, когда они эту статью писали, в каком году? Что-то сегодня не похоже что землевладельцы не спешат застраивать земли многоэтажным жильем и что в первую очередь строится соц.инфраструктура, дороги, а потом жилые дома… Врут и не краснеют. Как не стыдно…
Аналитик:
15.08.2014 в 22:56
Интересно, долго еще будут наши выдающиеся сити-менеджеры выдавать желаемое за действительное? Неужели все эти цифры и факты никто не проверяет?
Кузьмич:
18.08.2014 в 22:18
Как ни тужатся власти Домодедово воспеть свои заслуги во всероссийском масштабе с помощью прессы — мы на практике узнали их «заботу» о жителях Домодедово — по одобренному ими скандальному проекту планировки Северной части дублера Каширского шоссе с лианами и без экологического обоснования (ул. Гагарина и др.) и по лжеремонту за 45 миллионов рублей , а фактически строительству пятиполосной дороги по Лунной — Южной части дублера Каширского шоссе ( ремонту, чтобы обойти все законные процедуры при строительстве дороги — разработка проектов строительства дороги их экспертиза и т.д)
Соответственно по делам их мы и должны проголосовать на выборах против них , а именно против Ковалевского, Городецкого, Беляева и Хромова, не место в администрации и Колобову и Герасимову.
,
Марина:
25.09.2014 в 19:27
@Кузьмич,Им место должно найтись-по «заслугам», главное чтобы прокуратура наконец-то начала работать. Честно говоря идти на выборы и видеть там ЭТИ фамилии очень не хочется.
Марина:
25.09.2014 в 19:34
….»Аэропорт и сельское хозяйство — на этих двух отраслях держался район, когда я его возглавил», — рассказывает глава городского округа Домодедово Леонид Ковалевский. Он руководит 26-й год и на момент его прихода муниципалитет имел безликое определение «среднестатистический»: сельскохозяйственные поля, аэропорт и десяток небольших промпредприятий по машиностроению и металлообработке. И едва новый глава успел обжить рабочее место, все вокруг начало разваливаться — наступили 1990-е годы.!,,,,,,,
А вот если бы не занял место неудачный авиамеханик, то может и аэропорт остался бы не проданным по странной схемке, и город был бы гораздо лучше.
…»Теперь, имея почти пятимиллиардный бюджет, домодедовцы смогли завершить реконструкцию большинства медучреждений!…
Видимо мамочки из НД вынуждены в детскую поликлинику в Старом Домодедово ездить?
Тьфу. Столько вранья в одной лишь статье:»…Инвесторы с особым удовольствием идут в Домодедово еще и потому, что городской округ имеет хороший генплан, одним из первых в стране принятый в формате нового Градостроительного кодекса.!
Марина:
25.09.2014 в 19:43
про мамочек поправлюсь, от подруги узнала, что мамочки из НД с детками вынуждены ездить с СД.