На столицу надвигается мусорный коллапс. Подмосковье в опасности
27.05.2013 20:54Гигантские свалки Подмосковья, обслуживающие столицу, опять на слуху. Президент Путин, поддержав инициативу врио губернатора Московской области Андрея Воробьева, дал поручение Министерству природных ресурсов и экологии закрыть до конца года сразу 24 полигона твердых бытовых отходов (ТБО). Радикальное поручение, но что будет с мусором?
Его общие «накопления» поражают воображение: по данным правительства Московской области, мусора на полигонах – более 120 млн. тонн. Сильно урезанная в пользу столицы Московская область превращена в «суперхранилище» примерно пятой части всех образующихся в стране ТБО. И это не считая мелких, но многочисленных стихийных свалок в лесах – при дачных поселках.
Всего, по данным вице-президента Международной академии экологической реконструкции Валентина Граковича, в Подмосковье существуют более 150 несанкционированных свалок и 93 легальных полигона. К примеру, один из «нелегалов» расположился у деревни Мелькисарово, на пути строящейся скоростной магистрали Москва – Петербург. Прямо под горами мусора протекает ручей и впадает в Клязьму… А из Клязьминского водохранилища качается вода для москвичей.
На столицу и область быстрым и уверенным шагом надвигается мусорный коллапс: лицензированные, то есть легальные полигоны, соблюдающие хоть какие-то технологии захоронения, исчерпают свой ресурс к 2015 году. Пять комплексов по переработке мусора, которые должны появиться лишь через три года, никак не смогут компенсировать закрытие 24 полигонов. В их отсутствие оживятся частные площадки, которые вырастают на месте карьеров. Под предлогом рекультивации земель и за мзду нужным людям частники получают разрешения на обращение с отходами и быстро заваливают ими всю «рекультивируемую» площадку. Когда «зеленые» подают судебные иски, разбирательства длятся годами, а импровизированная свалка работает, принося в среднем по 200-300 млн. рублей в год.
Высокоприбыльный мусорный бизнес всегда плохо поддавался «ручному управлению»
Андрей Воробьев и министр экологии и природопользования Московской области Анзор Шомахов предлагали в качестве по крайней мере промежуточного решения вывоз мусора в соседние регионы. А Мособлдума, видимо, с некоторым сарказмом, предложила использовать для этих целей приращенные территории «новой Москвы», поскольку 60 % мусора, «складируемого» в Подмосковье, родом из столицы. Но никто не откликнулся на такие предложения. Остается одно: по мере выполнения радикального поручения Путина перераспределять потоки мусора на действующие полигоны.
Однако высокоприбыльный мусорный бизнес всегда плохо поддавался «ручному управлению» из-за свой криминализации и сращивания с интересами местных чиновников, которые дают разрешения на ввоз мусора. «Провинциальный» мусор, которого относительно немного, зачастую сваливают в овраги. Вместо него на полигоны за хорошие деньги принимают столичный.
Полностью перекрыть мусорные потоки на закрываемые свалки не могут даже скандалы, дошедшие до первых лиц государства. Свалка по соседству с международным аэропортом «Домодедово» официально давно закрыта. Но туда продолжают свозить отходы: несколько сотен машин в день. Водители предъявляют некие желтые талоны на право выгрузки. Местные жители жалуются на неприятный запах и на то, что свалка отравляет местный водопровод. Она же создает угрозу для авиаполетов: попадание в двигатель слетающихся на отходы птиц может привести к катастрофе. Теперь, даже если свалка прекратит работу, ТБО с нее нужно будет вывезти. Кто будет этим заниматься?
Свалка у аэропорта «Шереметьево», с которой Владимир Путин боролся еще будучи премьер-министром, превратилась в источник наживы для компании, занимающейся ее якобы рекультивацией. На деле – всё тот же примитивный приём мусора.
Точно такая же проблема у жителей Железнодорожного, которые несколько лет пытаются привлечь внимание к одной из свалок прямо в черте города, да еще и в природоохранной зоне реки. Тем временем, по информации движения «Наш город Железнодорожный», новые горы мусора растут в нескольких километрах от этого населенного пункта у села Полтево. Там стандартное мошенничество: песчаный карьер превращен в свалку.
Любопытно, что нынешний премьер Дмитрий Медведев также обеспокоился обилием свалок вокруг Москвы, когда, избегая дорожных проблем, начал летать на вертолете. Вот что он заявил еще в марте на заседании президиума совета по модернизации и инновационному развитию: «Свалки, в том числе несанкционированные, занимают сотни тысяч гектаров земли. Впечатляет, хочу сказать, объем накопленного экологического ущерба. Надо заниматься переработкой».
Уже начато оснащение транспорта перевозчиков мусора системой ГЛОНАСС
Итак, есть распоряжение президента, есть обеспокоенность премьера, есть инициатива врио губернатора Московской области. Появилась, как сейчас принято говорить, политическая воля, но ушло время. На сегодняшний день в Московской области нет ни одного мусороперерабатывающего завода, появление первых пяти придется ждать три года.
Хотелось бы, конечно, надеяться на актуализацию программы «Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления в Московской области на 2012–2020 годы». В её рамках запланировано создание 19 мусороперерабатывающих комплексов и рекультивация 29 полигонов. Вот только заводы запланированы небольшими, явно не под московские масштабы. По данным «Московского комсомольца», ссылающегося на заместителя председателя правительства Московской области Романа Филимонова, первые заводы появятся в Егорьевском, Талдомском, Воскресенском, Солнечногорском районах, в Дубне, Химках и Звенигороде. Здесь же со временем могут возникнуть мощности по утилизации старых автомобилей и медицинских отходов.
Создана также комиссия из представителей федеральных органов, полиции и прокуратуры для борьбы с нелегальными свалками. «Гарантирую очень жесткую работу, опыт борьбы с нелегальным бизнесом у меня есть», – оптимистично заявил Филимонов.
Технически же проблема контроля вполне поддается решению. Уже начато оснащение транспорта перевозчиков мусора системой ГЛОНАСС. По плану, единый оператор будет следить за тем, легально ли вывезен мусор. При несанкционированном сбросе наряду с сигналом он получит все необходимые данные: точное место нарушения, номер машины и кто ее эксплуатирует. Надо сказать, власти и прежде неоднократно предпринимали попытки решить мусорную проблему с помощью инновационных технологий. Однако в России они приобретают нехороший оттенок, становясь технологиями жульнического извлечения денег из бюджетов различных уровней.
Ерлан Журабаев
Публикуется с разрешения интернет-журнала «Новая политика» (www.novopol.ru)
Подпишитесь на оперативные новости Домодедово в телеграме @prodomodedovo
Поделиться в соцсетях:
Ваш отзыв