blank

XXII фестиваль архивного кино «Белые Столбы»

24.02.2019 17:15

С 25 февраля по 2 марта Госфильмофонд России проводит очереднойXXII фестиваль архивного кино «Белые Столбы». Фестиваль был создан в первую очередь для киноведов и архивистов. Но с самых первых лет в нем принимают участие и кинематографисты: режиссеры, операторы, сценаристы и актеры.

Фестиваль архивного кино «Белые Столбы»

В постоянных рубриках «Реставрации» и «Архивные находки»представлена наша текущая работа. Помимо госфильмофондовских пленок, на фестивале будут представлены материалы из коллекций РГАКФД, Шведского киноинститута, Мюнхенского музея кино.

Важнейшая часть любого фестиваля архивного кино – реставрации. На открытии будет показан «Обломок империи» (1929) Фридриха Эрмлера. Впервые за семьдесят лет можно увидеть оригинальную версию одной из канонических лент мирового кинематографа. Фильм восстановлен Госфильмофондом совместно с музеем кино EYE (Амстердам) и Фестивалем немого кино в Сан-Франциско, реставрация заняла семь лет.

Обломок империи

Показ пройдет в сопровождении симфонического оркестра: оригинальная музыка к фильму была написана одним из ведущих композиторов советского авангарда Владимиром Дешевовым.

Обломок империи

В рубрике «Реставрации» также будет показан первый советский цветной стереофильм «Земля молодости», а в рубрике «Спецпоказ»состоится премьера документального фильма «Экспозиция войны», посвященного подвигу фронтовых операторов.

Одна из крупнейших рубрик в этом году – «Пианино и пианисты». Фотогеничность рояля была отмечена еще в годы немого кино. В эпоху звукового пианисты как люди с особой душевной организацией часто становились героями сложных психологических драм. В рубрике представлены работы классиков мирового кино – Роберта Вине («Руки Орлака, 1924), Джозефа фон Штернберга («Обесчещенная», 1931), Макса Офюльса («Блестящий вальс Шопена», 1936), Ингмара Бергмана («Осенняя соната», 1975), Иштвана Сабо («Концерт», 1962), Боба Рейфелсона («Пять легких пьес», 1970), авангардный фильм Фридриха Фейера «Разбойничья симфония» (1936). В программу включены и документальные съемки великих пианистов – Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Якова Флиера и др.

Среди новых архивных находок – мелодрама «Псиша, танцовщица Екатерины» (1922), снятая в Германии с участием выдающихся театральных актеров Ольги Гзовской и Михаила Тарханова, и один из последних советских немых фильмов «Про обезьянку» (1935). В коллекции Госфильмофонда обнаружились и две американские картины, ранее считавшиеся утраченными: остросюжетный фильм «Заплати мне» (1917) с участием звезды немого кино Лона Чейни и экспериментальный фильм Романа Фролиха «Пленник» (1934).

Самая масштабная программа фестиваля – «Шестидесятые» – посвящена эпохе расцвета советского кино. Впервые за историю фестиваля у зрителей будет возможность в течение одной недели увидеть такое количество выдающихся кинематографистов, тех, кто создавал историю советского кино.

Как обычно, рубрики фестиваля пересекаются, и к 1960-м относится множество картин из программы «Студенческие работы» – курсовые и дипломные работы будущих классиков отечественного кинематографа.

26 февраля режиссер Владимир Наумов представит свой фильм «Монета» (1962, совм. с Александром Аловым).

Оператор Геннадий Карюк (снявший большинство фильмов Киры Муратовой и Станислава Говорухина) представит картину «Случай из следственной практики» (1968), а также свои учебные работы: «Сестры» (1964) и «Я – Куба» (1965).

Кинорежиссер Юлий Файт представит свою новую работу – короткометражную ленту «Немых теней живые голоса».

27 февраля режиссер Андрей Смирнов представит свою вгиковскую работу «Эй, кто-нибудь!» (1962) и первую полнометражную картину «Пядь земли» (1964).

В фильме «Эй, кто-нибудь!» дебютировала будущая звезда кинематографа 1960-х Ольга Гобзева (ныне – инокиня Ольга). Она тоже приедет на фестиваль и, кроме того, представит студенческий фильм «Анюта» (1964).

28 февраля режиссер Андрей Хржановский представит свою курсовую работу «Новый знак» (1962).

Один из важнейших фильмов эпохи «оттепели» «До свидания, мальчики» (1964) представят оператор картины, 92-летний Леван Пааташвили, и исполнитель главной роли Николай Досталь.

Уникальным событием фестиваля является демонстрация оригинальной копии эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965–1967) с 70 мм пленки. Перед показом 3-й серии выступит операторАнатолий Петрицкий.

Режиссер Марк Оспепьян  представит фильм «Три дня Виктора Чернышева» (1967).

1 марта будет показан режиссерский дебют Игоря Масленникова «Личная жизнь Кузяева Валентина» (1967). Представляет его операторБорис Тимковский и сценарист Наталия Рязанцева.

Знаменитый оператор Александр Антипенко, работавший с Параджановым и Абуладзе, покажет свою дипломную работу «Сегодня – каждый день» (1967).

Сергей Никоненко представит свою первую режиссерскую работу «Петрухина фамилия» (1971), в которой он также исполнил главную роль.

На закрытии фестиваля гости фестиваля увидят отреставрированную картину, уже ставшую классикой нашего кино: фильм «Облако-рай» (1990). Приедут режиссер Николай Досталь, оператор Юрий Невский и актеры Андрей ЖигаловИрина Розанова и Сергей Баталов.

Также в программе «Студенческие работы» в этом году можно увидеть первые работы Георгия Шенгелая, Ивана Терзиева, Владимира Левина.

Подпишитесь на оперативные новости Домодедово в телеграме @prodomodedovo

Поделиться в соцсетях:

Ваш отзыв