Спецтехника Домодедово: УАЗик с самолетным двигателем

19.11.2013 20:28

Среди сотен машин, работающих в аэропорту, попадаются очень интересные  экземпляры. Некоторые из них привлекают внимание своим внешним видом, другие скрывают необычную начинку в своем корпусе. Казалось бы, обычный УАЗик, но внтури этого УАЗика установлен самый настоящий газотурбинный двигатель. Такой же, как на самолетах.

УАЗ с самолетным двигателем
Благодаря сотрудникам аэропорта Домодедово, нам удалось сфотографировать этот автомобиль со всех сторон и узнать тайны этого УАЗика.

Первое, что бросается в глаза — вынесенный вперед бампер, служащий поддоном для гофрированного шланга, необычные выступы под фарами. Самые внимательные заметят высоко поднятую горловину сразу за правой дверью, хотя ниже есть еще одна, как у всех нормальных УАЗиков.

УАЗ с самолетным двигателем
Давайте откроем дверь салона. Вот тут-то и таится самое интересное.
Сразу за водителем установлен огромный топливный бак. За топливном баком какое-то устройство с кучей проводов, трубок и шлангов.

Внутри салона

Весь салон автомобиля УАЗ занимает газотурбинный двигатель. Что он тут делает? Может это запчасти для ремонта? Нет, очевидно двигатель подключен и может работать. Кто-то решил установить рекорд скорости среди УАЗиков? Тоже нет.

Газотурбинный двигатель

Давайте заглянем в кабину. Справа от водителя вот такая панель управления всем этим хозяйством. Так, немного проясняется, очевидно двигатель может вращать генераторы. Но вряд ли ради того, чтобы сделать передвижную электростанцию городили бы такую сложную конструкцию. Правильно у этого УАЗика кроме выработки электроэнергии есть и более важные задачи.

Панель управления УАЗика

Покинем ненадолго кабину и прогуляемся по аэродрому. Кстати, насчет электроэнергии наша догадка подтвердилась. Видите розетки рядом с фарой?

Розетки генератора

Каждый знает, что для полета самолету нужны двигатели. На большинстве современных самолетов они располагаются на крыльях. Чаще всего их бывает два, как у Boeing-737 и Airbus A-319/320.

Самолет авиакомпании Сибирь

У самолетов побольше бывает четыре двигателя, как у Boeing-747 или гиганта Airbus A-380.

Boeing 747 British Airways

Но на самом деле, на самолетах есть не только основные двигатели. Для того, чтобы на стоянке работали гидравлические системы, кондиционирование, обеспечивалась электроэнергия и другие системы воздушных судов крайне нерационально запускать мощные и прожорливые основные двигатели. Поэтому на самолетах есть двигатель поменьше — вспомогательная силовая установка, сокращенно ВСУ. Обычно она располагается в хвостовой части лайнера.

Самолет буксируется

Сейчас самолет буксируется тягачом. Основные двигатели не запущены, зато видно, что ВСУ работает. Видите струю выходящих газов?

Работа ВСУ

ВСУ используется практически на всех типах самолетов для обеспечения энергией всех систем, а также для запуска основных двигателей. Присмотритесь, почти у всех самолетов вы увидите сзади небольшое отверстие — это сопло ВСУ.

Сопло ВСУ

Иногда заметить его чуть сложнее.

Сопло ВСУ

Почему нельзя поставить какой-нибудь двигатель попроще или связку из аккумуляторов и стартера как в автомобиле? Конечно, дело в огромной мощности, которая требуется на самолете. Двигатели обычно запускаются потоком сжатого воздуха, который и производится турбиной. Кроме того ВСУ вращает генераторы и может подавать воздух в салон, конечно, не такой горячий, как выходит из сопла.

Шланги у УАЗика с ВСУ

Теперь становится понятно предназначение этих шлангов и этого УАЗика. Вспомогательная силовая установка может выйти из строя, или может понадобиться обеспечить напряжение, или быстро прогреть самолет после долгой зимней стоянки. В этих и других случаях, УАЗик с газотурбинным двигателем в салоне придет на помощь. Кстати, ездит он вовсе не быстро — скорость движения по аэродрому всего 30 км/ч, не больше. Почему так медленно? Во-первых, из соображений безопасности, во-вторых, вес УАЗика почти 3 тонны.

Немного технических подробностей:

Установка воздушного запуска предназначена для запуска газотурбинных авиационных двигателей горячим сжатым воздухом и для питания бортовой аппаратуры воздушных судов постоянным и переменным током в момент запуска.

Установка смонтирована на базе автомобиля УАЗ-37411 в котором размещены:

  • силовая установка
  • система всасывания и выхлопа
  • воздушная система
  • противопожарная система
  • электрооборудование
  • средства связи.

Установка может работать при температурах от -50°С до +50°С и относительной влажности до 98%.

Силовая установка и система смазки – газотурбинный, одновальный с отбором воздуха за компрессором, с редуктором двигатель ТА-6А. Установка оснащена автономной топливной системой питания двигателя ТА-6А. Такой же двигатель используется в качестве вспомогательной силовой установки для самолётов Ту-154, Ил-62М, Ил-76 и Ту-22М, Ан-22А.

УАЗик с ВСУ

 

Так что если увидите в аэропорту этот странный пучеглазый УАЗик, знайте, это очень важная машина.

Благодарим за экскурсию и помощь в написании репортаж сотрудников аэропорта Домодедово.

Поделитесь в социальных сетях:

комментариев 13 на «Спецтехника Домодедово: УАЗик с самолетным двигателем»

  1.   Perez:

      20.11.2013 в 10:52

    Спасибо! Про ВСУ первый раз слышу! Очень интересно!

    •   domodedovod:

        20.11.2013 в 11:46

      @Perez, на здоровье! Привет УАЗоводам! :)

      •   Perez:

          20.11.2013 в 11:58

        @domodedovod, за турбобухлобус отдельное спасибо))

  2.   Den:

      20.11.2013 в 11:50

    Хочу все знать! Спасибо. Интересно.

    •   domodedovod:

        20.11.2013 в 16:13

      @Den, приходите еще. Если тема вызывает повышенный интерес, постараемся подготовить репортаж и о другой спецтехнике.

      •   Den:

          20.11.2013 в 20:33

        @domodedovod,в ожидании. Будет любопытно. 

  3.   механик:

      20.11.2013 в 22:06

    Очередная удача , очень интересный репортаж ! Технически грамотно, понятно и доступно !
     Остаётся ждать ещё чего-нибудь такого !

  4.   Михаил Игоревич с бетонки А-107:

      20.11.2013 в 23:59

    Мне как УАЗоводу было бы интересно под брюхо ему заглянуть. Каким образом усилена рама и рессоры, если его «разогнали» до трёх тонн.

    •   Perez:

        21.11.2013 в 14:07

      @Михаил Игоревич с бетонки А-107, Чем владеете если не секрет? У меня Патрик.

  5.   Жорж:

      21.11.2013 в 00:01

    Всу! Это открытие месяца для меня! Спасибо!
    Вообще в связи с событиями падения самолета нужно знать о самолетах как можно больше!

  6.   механик:

      21.11.2013 в 13:02

    может быть , » разгон «- это собственный вес 1650 кГ + грузоподъёмность  под тонну ? Вес дв-ля ТА-6А 300 кГ , генератора ГС-12   175 кГ  и так далее . Возможно и не надо ничего усиливать ?
     Но, видимо, Жуковский машиностроительный завод для установки воздушного запуска нашел несколько подкоренных листов на рессоры , а рамы нашего Автопрома  и сама атомная война не перешибёт ! 
      

    •   Михаил Игоревич с бетонки А-107:

        22.11.2013 в 00:02

      @механик, может, и так. Разрешённая максимальная масса моего жужика = 2610 килограммов. То есть, усиливать понадобилось лишь на 390 кг. Но! Техника должна иметь запас прочности, иначе при предельной нагрузке может случиться поломка. а насчёт рам нашего автопрома — своими глазами видел на обочине сложенный пополам перегруженный УАЗ.

Ваш отзыв