Самолет-памятник Ту-114 в аэропорту Домодедово: история с печальным концом
02.11.2023 20:20Когда-то в аэропорту Домодедово, как во многих аэропортах страны, стоял самолет-памятник Ту-114, советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт.
Борт с номером СССР-76464 был построен в 1959 году, летал по стране и даже эксплуатировался совместно с авиакомпанией «Японские авиалинии» (JAL) на линии Москва — Токио. Этот борт снялся в фильме «Экипаж».
В 1976 году самолет отслужил свой срок и с 1977 года был установлен на привокзальной площади аэропорта и стал визитной карточкой Домодедово. Сюда почти ездили молодожены и выпускники.

На церемонии открытия своеобразного памятника многоместному турбовинтовому самолету Ту-114.Аэропорт Домодедово,1977 год
Казалось, что Ту-114 в аэропорту Домодедово навсегда. Сотни миллионов пассажиров любовались этим элегантным лайнером.
Потом аэропорт Домодедово стал частным. Самолет-памятник требовал ухода, занимал место на привокзальной площади, в общем, одни расходы. В 2006 году самолет был утилизирован компанией «Ист Лайн», управляющей аэропортом.
«Решение о демонтаже принято по двум причинам: во-первых, на месте памятника по плану реконструкции будут парковочные площади. Во-вторых, этот Ту-114 — очень старый. Он находится в аварийном состоянии»,— сообщили в пресс-службе «Ист Лайна».
Это стало большой потерей для истории Домодедово, да и отечественной авиации в целом.
Сейчас детали самолета-памятника Ту-114 и табличку, которая была на постаменте, можно увидеть в музее аэропорта Домодедово.
Мы считаем, что в Домодедово обязательно нужно установить самолет-памятник. Очень многое связывает Домодедово и авиацию.
Подпишитесь на оперативные новости Домодедово в телеграме @prodomodedovo
Поделиться в соцсетях:
Децл:
03.11.2023 в 07:03
Ист Лайн Варвары взяли и уничтожили памятник .красиво стоял и никому не мешал
Н.М.:
03.11.2023 в 13:55
Идея с самолетом-памятником мне кажется морально устаревшей. Понятно, что символизировал тот, а что бы стал символизировать новый? Безусловно, самолет снесли не просто потому, что требовал содержания и занимал место. Эпоха ушла, в заголовке об этом сказано правильно.
domodedovod:
03.11.2023 в 16:54
Самолеты-памятники рассказывают об истории отечественной авиации, о труде авиаконструкторов, инженеров, рабочих, пилотов, сотрудников наземных служб и тысяч других людей. Как минимум, это память и свидетельство того, что страна была одной из ведущих авиационных держав. Многие ребята и девчонки, глядя на самолеты и вертолеты, с детства мечтали об авиации.
Что взамен? Торговые центры, склады, ларьки с шаурмой? Шильдик «Москвич» на изделии китайского автопрома. Так себе примеры.
Н.М.:
04.11.2023 в 11:20
По истории отечественной авиации прототипом Ту-114 послужил стратегический бомбардировщик. По-видимому, поставить памятник носителю ядерного оружия тогда вызвало бы скандал, поэтому поставили похожий гражданский самолет. Которого за всё время было произведено всего 30 штук, и сам по себе он не был чем-то выдающимся. Но представление о державной мощи передавал. Сейчас поставить гражданский самолет это лишний раз напомнить, что осталось от статуса ведущей авиадержавы. Поэтому идею с таким памятником трудно оценивать положительно, пришлось бы привлечь настоящий современный бомбардировщик. Вы действительно этого хотите?
domodedovod:
04.11.2023 в 12:23
Поставить бомбардировщик (они и сейчас еще в строю) в гражданском аэропорту Домодедово никому бы и в голову не пришло ни тогда, ни сейчас (вы первый, от кого прозвучало подобное). А установка списанных гражданских самолетов в гражданских аэропортах в качестве самолетов-памятников — обычная практика. Ту-114, как и многие другие самолеты Туполева, был выдающимся.
Сейчас в Шереметьево стоит Ил-62, во Внуково Ту-104 (тоже разработан на основе бомбардировщика), в Жуковском Ту-144. Это все гражданские самолеты, каждый из них — важный этап в развитии и истории авиации.
Н.М.:
04.11.2023 в 13:13
Возможно, фантазия взыграла, но государственный памятник за бюджетные средства призван обслуживать госидеологию. Существующие старые памятники соответствовали одному, а сейчас ситуация другая. Хотя параллели можно провести. Если 1976-77 годы относились к периоду разрядки в холодной войне, то во второй холодной такого периода пока не наблюдается. Поэтому памятник-бомбардировщик уместен, а надгробие по поводу печального конца отечественных гражданских самолетов — нет. Таким я представляю себе ход мыслей официальных лиц. Надеюсь, до обозначенного логического завершения эти мысли не продвинутся.
domodedovod:
04.11.2023 в 13:30
Съездите в парк «Патриот» или в Монино, там много военных самолетов. В Домодедово уместно поставить один из тех самолетов, которые здесь летали.
Н.М.:
04.11.2023 в 15:32
Лично мне всё равно, будет самолет-памятник или нет и какой. Но раз вы выступаете за него, то в обоснование должна быть какая-то идейная составляющая. Памятник ведь не на субботнике предлагается делать. А простые доводы, что любой самолет важная веха, и что уместно выбрать того, что летало у нас, не кажутся достаточными (даже вне вопроса о сомнительности таких доводов).
domodedovod:
04.11.2023 в 16:46
Про идейную составляющую уже выше написали, можете перечитать. Примеров, когда решения принимают те, кому все равно, у нас хватает. Это одна из причин того, что отечественная авиация находится сейчас не в самом лучшем состоянии.
Н.М.:
04.11.2023 в 17:52
Если утрировать, выше написано примерно следующее. Под видом восстановления памятника самолету клуб воздыхателей по Советскому Союзу желает поставить памятник советской авиации. Думаю, с такой идеей вам ещё повезет, если решение станет принимать человек, которому всё равно)
механик:
04.11.2023 в 17:17
«Лично мне все равно…».
Бруно Ясенский. «Бойтесь равнодушных…».
механик:
03.11.2023 в 22:25
Мне почему-то кажется, что эпоха не ушла. Прочитал несколько раз заголовок. Ушла не эпоха порядочных, честных и трудолюбивых людей, а также символов их достижений — того самого лайнера ТУ-114. Она не уйдет никуда, и — никогда.
О той эпохи будут помнить всегда, и вспоминать с благодарностью
TheRam:
04.11.2023 в 15:45
«Морально устаревший» — это для тех, кто ненавидит любые вехи и символы ушедшей эпохи. Как тогдашний владелец Истлайн, кто и принял решение уничтожить памятник.
Свадьбы ездили, новобрачных фотографировали, экскурсии приезжали…
Н.М. А вы враг.
механик:
04.11.2023 в 17:13
Да! Правы! Сам возил туда новобрачных В начале 90-х. Это было ОЧЕНЬ престижно!
А потом в город, к ЗАГСу…
Н.М.:
04.11.2023 в 18:07
О да, тем, кто готовился дать начало новой жизни, было очень престижно и романтично сфоткаться на фоне самолета, срисованного с атомного бомбардировщика. Вот же зазеркалье… Только незнание и оправдывало.
TheRam:
04.11.2023 в 19:07
Что же двигает вами, распространять эту примитивную деструктивную агитацию? Шаблоны, милейший, одинаковые у вас.
Н.М.:
04.11.2023 в 23:10
Шаблоны, ха-ха. Эта ваша «декорация для фотосессий» первоначально называлась Ту-95П, наименование было закрыто шифром «изделие 114». Отчего же секретность, если самолет пассажирский? Думаю, от того же, почему их было сделано чуть. Есть подозрение, главным была не перевозка пассажиров, а учебная функция. Пилоты отрабатывали заход на зарубежные мегаполисы. Вероятно, чтобы при необходимости экипажи можно было оперативно пересадить на боевые Ту-95 и отправить по назначению. Спросите у ветеранов, если их подписка о неразглашении закончилась.
domodedovod:
04.11.2023 в 23:24
У вас какая-то странная логика. Если вы действительно не видите в гражданском самолете Ту-114 ничего кроме того, что при его создании были использованы наработки Ту-95, то откажитесь от интернета, сетевые протоколы разрабатывали в США для использования в военных целях. То же касается средств навигации, GPS — изначально военная разработка. А заодно и от женских средств гигиены можно отказаться, ведь в них используются материалы, которые были разработаны и сначала использовались для перевязки ран у военных.
Н.М.:
05.11.2023 в 11:04
Логика простая. Берем розовую картинку с самоотверженным трудом тысяч во славу авиации и на оборотной стороне видим мрачный пейзаж военно-промышленного комплекса и ошибочной в своей реализации идеологии, которые в конце концов всё и удушили. Поэтому есть критическая разница в отношении к внешне одинаковым памятникам, поставленным тогда и предлагающимся к установке теперь, когда об оборотной стороне известно много больше.
А при необходимости просто развлечь скучающих пассажиров, действительно, разместите где-нибудь в зале самолетное колесо или другую какую часть людям на потеху.
domodedovod:
05.11.2023 в 11:09
А продолжая пользоваться интернетом, вы осознанно высказываете одобрение и поддержку американской военщине и ее идеологии, погубившей социалистическое государство? Или этосовсемдругое?
Н.М.:
05.11.2023 в 14:08
История нашей страны по-прежнему ждет своего корректного изложения. Национальную сеть ЭВМ в СССР было предложено создать в 1959 году (см. док. фильм «Интернет полковника Китова»). Но Хрущев отклонил предложение — не в последнюю очередь из-за того, что принципы работы сети могли рассекретить уже существующие советские компьютерные сети, которые использовались военными. В следующий раз к вопросу вернулись через 10 лет, когда советская экономика была уже очевидно неэффективной. Но представленный детальный план реформирования экономики путем интернета снова провалился. Как считается, из-за разногласий советских министерств и ведомств, опасавшихся передела сфер своего влияния. Автор проекта ОГАС боролся за него еще с десяток лет, но ничего не вышло, т.к. при неумении страны создать надежные и быстрые компьютеры получались невообразимые цифры затрат ресурсов на создание сети. К 1980-м годам необходимость реформ ощущалась уже остро. К проекту ОГАС пробовали вернуться, но его автор умер в год смерти Брежнева. В хаосе 1990-х предпринимались попытки заинтересовать президента Ельцина идеей компьютерной сети, которая могла бы спасти экономику страны. Снова тщетно. Сравните написанное с историей создания интернета в США и ответьте на вопрос, кто погубил социалистическое государство?
domodedovod:
05.11.2023 в 16:49
Тут можно вспомнить еще сказку про волшебное зеркальце, там тоже рассказывалось про невиданные технологии. Однако это не отменяет того, что интернет основан на на русских народных сказках. И даже не на плане реформировании советской экономики путем интернета в 1969 году, как вы выше утверждаете. Также вызывает сомнение ваше утверждение, что в 1969 году «советская экономика была уже очевидно неэффективной». Но ладно, оставим сказки и заблуждения в стороне.
Факт остается фактом: интернет основан на разработке Агентства Министерства обороны США. Факт №2: вы интернетом пользоваться не прекратили, зная о темном военном прошлом этой технологии.
TheRam:
05.11.2023 в 14:20
Возражу. Военно-промышленный пейзаж не выглядит мрачным. Возьмём для примера город Домодедово. В советское время, так страстно порицаемое «розовыми пони» вроде Н.М., в городе было современное производство, работотающее не только на оборонку.
Завод Кондиционер производил промышленные климатические системы. К примеру их системой климатики был оборудован местный узел связи.
Что произошло, когда пришли такие как «Н.М» к власти? Всё как и везде, на замену отечествеенному оборудованию был поставлен и импортный Emerson с платной технической поддержкой. Для чистки системы увлажнения от накипи вызывался импортный инженер.
И так практически со всеми предприятиями города. Эффективные менеджеры — дефективные срамцы, убили тот же 342 Механический завод, Метако, список можно продолжать.
В результате половина работоспособного населения города утром уезжает трудиться в аэропорт, вторая половина в Москву.
Именно этот ваш «прогрессивно-капиталистический» пейзаж и есть самое мрачное будущее, которое даже в кошмарных снах не могли бы увидеть наши родители!
Спорить с такими как Н.М. тяжело, их разум отравлен. Но даже и они достойны внимания, если только не вражеские агенты влияния. Ладно если только по убеждению. Но это враги.
Н.М.:
05.11.2023 в 19:04
domodedovod, ну что уж вы так? Информация общедоступна. Советские годы застоя это примерно 20-летний период после 1964-го. Именно в тот год советский математик Глушков презентовал проект ОГАС управления экономикой, основанный на принципах кибернетики и включающий в себя создание компьютерной сети, то есть интернета. Конечно, это не был бы привычный нам интернет, но с технической точки зрения разницы нет. Правительство пережёвывало идею несколько лет и в конце концов потеряло к ней интерес. Открытие большой нефти Сибири позволяло расслабиться, да и компьютерный учет данных делал бы очевидным искажения статотчетности, раздуваемой в угоду идеологии. Вот поэтому.
Так что след в истории оставили минимум два интернета. Один советский, оставшийся на бумаге, не реализованный. Другой американского происхождения. Насколько это происхождение было темным, меня не интересует, я не собираюсь ставить ему памятник.
Н.М.:
05.11.2023 в 19:16
domodedovod, информация общедоступна. Советские годы застоя это примерно 20-летний период после 1964-го. Именно в тот год советский математик Глушков презентовал проект управления экономикой, основанный на принципах кибернетики и включающий создание компьютерной сети, т.е. интернета. Конечно, это не был бы привычный нам интернет, но с технической точки зрения разницы нет. Правительство пережёвывало идею несколько лет и в конце концов отвергло. Открытие большой нефти Сибири позволяло расслабиться, да и компьютерный учет данных делал бы очевидным искажения статотчетности, раздуваемой в угоду идеологии. Вот поэтому.
Так что след в истории оставили минимум два интернета. Один советский, оставшийся практически не реализованным. Другой американского происхождения. Насколько это происхождение было тёмным, меня не интересует, я не собираюсь ставить ему памятник.
domodedovod:
06.11.2023 в 11:25
Получается, что есть две логики.
Одна чисто ваша, где памятник гражданскому самолету Ту-114 — воплощение зла, а сказки, презентации отвергнутых идей и сослагательное наклонение приравнены к работающим технологиям, которыми вы пользуетесь каждый день.
А другая, в которой реальные факты и история, вас «не интересует».
С этим всё понятно, очень удобная позиция.
Н.М.:
06.11.2023 в 12:35
Вы сторонник памятника и всё, связанное с ним, принимаете слишком близко к сердцу. А я как более-менее нейтральный человек терпеливо пытаюсь вам объяснить слабые стороны идеи реставрации. Ну, какими я их вижу.
Самое очевидное: буквальная реставрация невозможна, Ту-114 на всю Россию осталось два и оба уже экспонируются. Потом, недостаточно сказать, мы считаем, что это хорошо. Тут два важных момента. Во-первых, расходование бюджетных средств. В некотором смысле вы должны подобрать способ продать идею государству. Оценивая текущее состояние общественного сознания, я думаю, реакция на ваше предложение может быть неожиданной, памятник бомбардировщику. Как говорится, бойся своих желаний. Доля фантазии тут, конечно, велика, но мне на самом деле это кажется более вероятным, чем траты на капище плакальщиков по Союзу. И второе, искусствоведческие принципы. Для существующих памятников сомнение в сносе толкуется в пользу отказа от сноса. Но для вновь устанавливаемых — сомнение в установке толкуется в пользу отказа от установки, и это правило распространяется на памятники, идентичные первым. Такова академическая позиция.
domodedovod:
06.11.2023 в 12:52
Идеи реставрации Ту-114 и установки в Домодедово памятников бомбардировщикам — чисто ваши фантазии. Равно как и рассуждения, приравнивающие образцы техники, установленные в аэропортах, к произведениям монументального искусства.
Мы нигде не предлагали отбирать у музеев Ту-114. В Домодедово нужно поставить другой самолет, например, Ил-62, Ил-86 или Ту-154, благо от аэропорта тащить недалеко, и там на «кладбище самолетов» подходящие самолеты есть.
Мы уже обсуждали этот вопрос и на сайте, и с администрацией городского округа.
Н.М.:
06.11.2023 в 13:13
Я вовсе не исключаю. что будет так, как вы хотите. Но, как вы любите: факт №1, глава округа не может говорить в пренебрежительном тоне о годах отечественной славы. Факт №2, памятника нет.
Кстати, для пользы вашего дела, возможно, следовало бы перестать называть самолет памятником, потому что это термин, обязывающий и к тому и к другому, о чем вы сами иногда можете не подозревать. Назовите украшением аэропорта, например. Технической инсталляцией в целях благоустройства, наконец. Что-нибудь такое. Может, поможет.
вася:
04.11.2023 в 23:52
В аэропрту Схипхол в Нидерландах части самолета, как то шасси, кабина и т.п. стоят внутри здания аэровокзала, и это интересно, подойти, и посмотреть на шасси самолета вблизи.
Уверен, что и самолет в целом представляет не меньший интерес. На ВДНХ вообще можно было зайти внутрь, и пройти по салону самолета. На мой взгляд, самолет на постаменте в аэропорту — хорошая очевидная идея.
Н.М.:
06.11.2023 в 11:02
Почему не отображается мой последний комментарий? Тот, в котором говорится, что упрек про сказки не принимается, т.к. информация общедоступна? И что тема отказа от интернета мне не совсем понятна, т.к. я не собираюсь ставить интернету памятник.
domodedovod:
06.11.2023 в 11:28
Сработал спам-фильтр. Сейчас комментарий отображается.