Раскопки на месте падения истребителя И-180 в Домодедово
25.05.2021 20:32В городском округе Домодедово завершились раскопки на месте катастрофы самолета И-180, произошедшей 5 сентября 1939 года. Тогда в испытательном полете погиб летчик-испытатель Томас Сузи. За год до этого на таком же истребителе разбился Валерий Чкалов.
Работы по поиску места крушения и раскопки произвел домодедовский поисковый отряд «Истокъ». Сама катастрофа И-180 была описана в литературе, однако в архивах сохранилось мало информации о месте падения, к тому же долгое время архивы были засекречены.
Сейчас пришло время установить точное место катастрофы и восстановить некоторые детали последнего полета И-180-2. Эта катастрофа оказалась решающей для судьбы самолета, вскоре программа И-180 была свернута, на вооружение истребитель принят так и не был.
Со времени падения истребителя местность сильно изменилась. Помогло сопоставление фотографий места происшествия со снимками немецкой аэрофотосъемки 1942 года, так был установлен примерный квадрат падения. Он оказался расположен в Константиново, рядом с Константиновской средней школой.
Сейчас на этом месте находится луг, ранее место неоднократно распахивалось, что усложнило поиски. Поисковики исследовали весь участок, нашли мелкие фрагменты фюзеляжа и выявили квадрат, где скопление обломков было максимальным.
Хочется особо отметить, что в работе помогали добровольцы: школьники, учителя, журналисты и просто неравнодушные домодедовцы. Огромное им всем спасибо.
Был зачищен квадрат 10х10 метров, после этого выявлены контуры воронки.
Вот так выглядело место раскопок к концу первого дня.
Руководил раскопками командир поискового отряда Кирилл Низамутдинов.
Главные активисты и члены отряда: начальник штаба Егор Боговик, председатель общественно-патриотической организации «Талалихинцы Домодедова» Юрий Николаевич Проскурин и краевед Владимир Шлёнсков.
Весь процесс раскопок тщательно задокументирован. Все координаты, размеры нанесены на план.
После окончательной зачистки начались раскопки непосредственно воронки.
Одной из первых находок стали куски авиационной фанеры.
Воронка оказалось не очень глубокой, самолет вошел в землю менее чем на два метра. На срезе отлично видны следы от обломков самолета. За 80 с лишним лет метал окислился, поэтому видны бело-голубы разводы.
Все найденные фрагменты собраны.
В воронке отчетливо видны контуры лопастей воздушного винта.
Крупных деталей во время раскопок не обнаружено, очевидно, что все почти было вывезено после катастрофы. Самолет был экспериментальным и секретным, поэтому неожиданностью это не стало. Тем не менее, найдено многое: медные трубки масляного радиатора, части аккумулятора, стальные детали, фрагменты остекления и фюзеляжа, части электрического оборудования. Несколько деталей оказались с номерами, это предмет для дальнейшей работы в архивах. После очистки и изучения фрагментов, они будут переданы в домодедовский историко-художественный музей и музей боевой авиации.
Поисковый отряд «Истокъ» и активисты Домодедово будут ходатайствовать об установке памятного знака или таблички рядом с местом крушения самолета.
Хранить память и отдать дань памяти тем, кто рисковал жизнью в небе — очень важно.
Слава советским летчикам! Спасибо всем, кто хранит память об истории отечественной авиации.
Подпишитесь на оперативные новости Домодедово в телеграме @prodomodedovo
Поделиться в соцсетях:
Ваш отзыв