Перспективы развития аэропорта Домодедово. Аэротрополис и проблемы Домодедово.

28.09.2011 0:19

Сегодня прошла пресс-конференция, посвященная развитию аэропорта Домодедово. Планов — громадьё, часть из них уже воплощена в жизнь, ряд проектов находится в процессе реализации, некоторые пока на стадии проектирования и экспертизы.

Перспективы аэропорта Домодедово

Встреча руководства аэропорта Домодедово с журналистами проходила в строящемся терминале. Можно было убедиться, что проекты, которые еще лет десять назад выглядели фантастикой, воплощаются в жизнь. Строительство идет постоянно, причем аэропорт не прекращает свою деятельность, а, наоборот, наращивает пассажиропоток.

Здание строящегося терминала

Для начала всех напоили чаем и кофе с вкусной выпечкой собственного приготовления. Среди предприятий аэропорта Домодедово есть собственная фабрика бортового питания, именно там готовят еду для пассажиров.

Пирожные, изготовленные на фабрике бортового питания в Домодедово

 Фабрика находится неподалеку от аэровокзального комплекса. Между фабрикой и самолётами постоянного курсируют автомобили, развозящие питание.

Фабрика бортового питания

После завтрака началось само мероприятие. В пресс-конференции принимали участие Председатель Совета Директоров аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик, глава администрации городского округа Домодедово Дмитрий Городецкий, а также профессор, доктор наук Университета штата Северная Каролина Джон Касарда.

Спикеры пресс-конференции

В первой части пресс-конференции Дмитрий Каменщик и его помощники рассказали о настоящем аэропорта Домодедово и о проектах, к реализации которых уже приступили.

В первую очередь, стоит отметить реконструкцию взлетно-посадочной полосы №1. На сегодняшний день проведена полная реконструкция летной зоны, теперь полоса может отправлять или принимать до 45 самолетов в час. Это по одному самолету каждые 80 секунд. Кроме того, благодаря реконструкции ВПП-1 Домодедово стал первым аэропортом в России, который может принимать такие самолёты как Airbus 380, самый крупный пассажирский самолёт в мире.

Реконструкция ВПП-1

На сегодняшний день у Домодедово две взлётно-посадочные полосы. В 2012-2015 году за счет средств федерального бюджета предусмотрено строительство третьей ВПП, которая не будет уступать ВПП-1. Стоимость строительства ВПП-3 оценивается в 30 млрд. рублей. Проектная документация уже готова и неделю назад отправлена в «Главгосэкспертизу России».

Также ведется активное строительство новых пассажирских терминалов, причем аэропорт растёт сразу в две стороны, налево и направо. В будущем аэропорт станет похож на гигантскую каракатицу, такая конфигурация выбрана для того, чтобы посадка и высадка пассажиров велась через телетрапы.

Перспективный план аэропорта Домодедово

Перед аэровокзальным комплексом будут оборудованы многоярусные паркинги общей вместимостью 5000 машино-мест. С учетом прилегающих парковок около аэропорта Домодедово можно будет единовременно припарковать около 10000 машин.

Многоярусные паркинги в аэропорту Домодедово

В ближайших планах: расширение грузового терминала, реконструкция фабрики бортового питания, строительство собственной теплоэлектростанции, расширение подъездных путей к аэропорту. Так, например, частота курсирования аэроэкспрессов должна вырасти в два раза, то есть поезда будут ходить каждые 15 минут. Это потребует строительства новых путей и нового терминала.

Развитие аэропорта Домодедово предусматривает ряд проектов, направленных на развитие аэропортовой территории, для примера приведем два из них.

Гостиничный комплекс
В аэропорту Домодедово будет построен большой отель 4*. Сейчас неподалеку от аэропорта есть «Аэротель» на 300 номеров, но он не справляется с нагрузкой и с требованиями по комфорту для пассажиров. Новый отель будет соединен с пассажирским терминалом переходом. К управлению отелем будет привлечен один из крупных мировых гостиничных операторов.

Карго-деревня
Аэропорт обслуживает не только перевозки пассажиров, но и грузовые перевозки. На базе аэропорта Домодедово планируется строительство крупнейшего грузового хаба, включающего в себя подъездные пути, грузовой терминал, офисное здание, места для стоянок воздушных судов и даже ангар для размещения трех грузовых самолетов Boeing-747.

Главной же темой встречи стал «Аэротрополис». Аэротрополис — это концепция возникновения городов вокруг крупных аэропортов. Один из основоположников данной концепции — американский профессор Джон Касарда. Для всех присутствующих Джон Касарда изложил основные принципы данной концепции.

Джон Касарда

Как известно, с древних времен города базировались в крупных портах, затем крупные поселения возникали на крупных транспортных артериях — на реках, затем на железных дорогах, в будущем центрами, вокруг которых будут возникать глобальные города станут аэропорты.

Роль транспортных перевозок постоянно растёт, растут требования как по количеству, так и по скорости перемещения пассажиров и грузов. Всё это требует роста инфраструктуры, создаёт рабочие места, которые требуют строительства жилья. В итоге, вокруг аэропорта возникает целое поселение нового типа, которое и получило название Аэротрополис.

Фактически процессы, о которых говорит Джон Касарда уже идут. Аэропорт обрастает гостиницами, фабриками, складами, офисами, транспортной инфраструктурой. Руководство аэропорта с этим полностью согласно.

Председатель совета директоров аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик

Существуют предпосылки для создания аэротрополиса именно вокруг аэропорта Домодедово, имеющего целый ряд преимуществ перед другими аэропортами московского авиаузла. Наличие свободных земель под расширение аэропорта делает возможным строительство новых взлетно-посадочных полос и создание необходимой инфраструктуры. Выгодное географическое положение Домодедово облегчает доступность наземному транспорту — автомобильному и железнодорожному. Немаловажную роль играет и то, что администрация городского округа Домодедово всячески способствует развитию аэропорта. Об этом рассказал в своем докладе Дмитрий Игоревич Городецкий.

Дмитрий Игоревич Городецкий

На сегодняшний день аэропорт Домодедово — самое крупное предприятие городского округа. На предприятиях, входящих в структуру аэропорта работает около 30 тысяч человек. Основная статья доходов бюджета городского округа Домодедово — налоги, поэтому администрация заинтересована в создании высокооплачиваемых рабочих мест.

Доходы городского округа Домодедово

Планы развития округа Домодедово совпадают с планами аэропорта. В течение ближайших 15 лет число сотрудников аэропорта должно вырасти в два раза, до 60 тысяч человек. С учетом роста инфраструктуры, обслуживающих предприятий, развития логистической отрасли, темпы роста численности жителей округа Домодедово еще более впечатляющие. В своем докладе Дмитрий Городецкий сказал, что за 15 лет численность жителей округа вырастет почти в три раза.

Рост аэропорта и округа Домодедово

После небольшого перерыва Дмитрий Каменщик и Дмитрий Городецкий ответили на вопросы прессы. В основном вопросы касались недавних событий, связанных с расследованием теракта и взаимодействия с федеральными властями.

Дмитрий Каменщик

Дмитрий Каменщик заметил, что аэропорт работает в строгом соответствии с действующим законодательством и выполняет все нормативные акты. Аэропорт доволен взаимодействием с государственными властями, как с федеральными, так и с местными.

На вопрос об общей стоимости проектов, о которых шла речь, Каменщик привел следующие цифры: в 2011 году на развитие будет потрачено 7.3 млрд. рублей, в 2012 году эта сумма возрастет до 18 млрд. В 2012-2015 году стоимость реализации проектов составит 54 млрд. рублей.

Дмитрию Городецкому задали вопрос о том, какое влияние развитие аэропорта окажет на жизнь домодедовцев. Глава администрации ответил, что в первую очередь домодедовцы получат новые высокооплачиваемые рабочие места. Сейчас средняя зарплата среди работников аэропорта значительно выше, чем по округу.

После завершения пресс-конференции журналистов пригласили посмотреть на строительство новых терминалов, для этого нужно было подняться на крышу аэровокзального комплекса.

Аэропорт Домодедово с крыши

Боинг 747

Строительство новых терминалов идет полным ходом

Очередь

MOSCOW

Напоследок давайте порассуждаем, что ждет жителей Домодедово.

Наряду с расширением аэропорта и созданием новых рабочих мест возникнут или усугубятся и проблемы. Этого не отрицал и Дмитрий Игоревич Городецкий. Подробно эта тема вчера не затрагивалась, но можно поделиться своими соображениями на этот счет.

Транспортные проблемы
С увеличением пассажиропотока возрастет загруженность автомобильных дорог и железнодорожной ветки. Дорога «Москва — Аэропорт» сейчас не справляется с потоком транспорта, ремонт дороги не спасет от пробок.
Рост числа аэроэкспрессов без строительства разноуровневых развязок окончательно парализует переезд около микрорайона Авиационный. Также часть легковых и грузовых машин сейчас движется через переезд на Взлётной, там тоже возникают пробки.
Таким образом, в Домодедово необходимо комплексное планирование и расширении сети дорог, строительство подземных или надземных переездов в местах пересечений автомобильных и железных дорог.

Социальные проблемы
По плану развития городского округа Домодедово в ближайшие 15 лет население увеличится в три раза. Это огромная цифра. На каждого жителя Домодедово, включая детей, приедут еще двое. Кто будут эти люди? Вряд ли это будет только высококвалифицированный и образованный персонал. Значительная часть новых жителей приедет на места, не требующие образования. Скорее всего, это будут жители из Средней Азии. Как они интегрируются в местные реалии? Ответ на этот вопрос потребует продуманной миграционной политики.

Объекты социальной инфраструктуры
С ростом численности населения, возрастут и темпы застройки Домодедово. Но рост поселений не ограничивается возведением жилых домов. Также нужно строить магазины, школы, детские сады, поликлиники, другие объекты инфраструктуры. Из всего списка меньше всего проблем с магазинами — они приносят быструю отдачу в виде прибыли. Со школами, садами, поликлиниками все не так, с экономической точки зрения их строительство и содержание не несет ничего кроме убытков. Недобросовестные застройщики всеми путями пытаются избавиться от этой нагрузки, достаточно вспомнить радужные планы «Дружбы» со школами, детскими садами и спортивными комплексами, а затем посмотреть на реальность в виде нескольких кварталов многоэтажных жилых домов без положенных по инвестпроекту сопутствующих объектов. Школы и детские сады остались на бумаге.
В последнее время ситуация стала выправляться, в этом году сданы детский сад и новый корпус школы №4, за это большая благодарость компаниям «МОСТ-11» и «Гюнай», но школ и садов по-прежнему очень не хватает. В поликлинике громадные очереди. Представьте, что будет, если число жителей возрастет втрое.

Экология
Увеличение грузопотоков неизбежно приведет к увеличению вредных выбросов. Все грузы и пассажиры требуют доставки в аэропорт и из аэропорта, в основном доставка происходит автомобильным транспортом, значительно возрастут площади и количество складов. В аэропорту запланировано строительство теплоэлектростанции. Наряду с ростом потоков и населения, возрастет количество мусора, что потребует дополнительных площадей и мощностей и не скажется положительно на экологической обстановке.
Без строгого контроля Домодедово рискует превратиться в промышленный придаток аэропорта со всеми сопутствующими проблемами — загазованными магистралями, чадящими трубами, урбанистическими пейзажами.

Безусловно, развитие аэропорта Домодедово — важный и необходимый шаг. Но необходимо задумываться не только об экономической эффективности, но и о жителях округа Домодедово, как настоящих, так и тех, кто приедет сюда позже. Здесь не обойтись без тесного взаимодействия руководства аэропорта и администрации округа, причем администрация должна не только содействовать развитию аэропорта, но и иногда выступать сдерживающим фактором, не допуская перекоса в погоне за прибылью в ущерб социальным проектам, как случилось с той же «Дружбой». Проблемы нужно предвидеть и начинать решать, не дожидаясь коллапсов. Только в этом случае грядущий Аэротрополис может стать действительно новым и перспективным территориальным образованием.

Поделитесь в социальных сетях:

комментариев 5 на «Перспективы развития аэропорта Домодедово. Аэротрополис и проблемы Домодедово.»

  1.   Евгения:

      28.09.2011 в 09:56

    разитие всегда радует.
    Удачи

  2.   вик:

      29.09.2011 в 11:31

    Посмотрим, что на деле получится. А то напланируют и забудут.

  3.   Артур:

      21.04.2013 в 09:46

    Никакого развития за 1,5 года не видно.Две правые секции вокзала-синоним вечная стройка.Попеременно в этих секциях стёкла снимают и ставят.Заработная плата мало того,что снизилась до критической-так постоянно пытаются наказать недоплатой премиальных которые стали частью з/п.Оклад 9 тыс.рублей,а премию как захотят.На территории дороги как в глухой деревне-разбиты в хлам.Машины крайне плохо ремонтируются.Г-н Каменщик забыл какой тяжёлый труд в аэропорту,а ведь сам из «народа»-пришёл ,говорят,грузчиком в аэропорт работать и стал тем кем стал,но как и большинство «бизнесменов» о людях работающих на него и работающих так как он сам работал-забыл и думать…А ведь в аэропорту работают люди для которых аэропорт стал единственным источником жизни…

  4.   SL:

      17.06.2013 в 21:40

    О каких 60 тысячах сотрудников речь? Уже сейчас условий для работы фактически не наблюдается… На сотрудниках экономят, как только могут! Со стороны всё так красиво и прекрасно, а в самом болоте «такое» творится… Текучка кадров жуткая… Много ли сейчас настоящих жителей Домодедово работает в аэропорту? Предположительно 1-2%… все остальные приезжие, и те в итоге бегут… Конечно жители Средней Азии лучше будут справляться с поставленными задачами, а главное дешевле! Ну и где здесь плюс для жителей Домодедово?

  5.   Shkura:

      18.06.2013 в 00:03

    Чет меня даже не прет в аэропорту работать. Работал там 10 месяцев, слава богу попал под сокращение в 2009 году. Самолеты, да завораживают и дух перехватывает от этих прекрасных машин, но что там творится с персоналом — ужас.

Ваш отзыв