АТБ Домодедово: вчера, сегодня, завтра
22.08.2013 20:01История авиационно-технической базы Домодедово – составная и неразрывная часть общей истории гражданской авиации России.
Историю аэропорта «Домодедово» можно вести от разных дат. Изыскательские работы по размещению нового столичного аэропорта начались в 1948 году, после соответствующего постановления Политбюро ЦК КПСС. Тогда он еще именовался специальный «объект №306».
В 1951 году начались первые подготовительные работы по его строительству — рубка просек, строительство подъездных путей, в том числе и ветки от Павелецкой дороги.
В 1953-м работы были приостановлены по понятным причинам (умер И. В. Сталин).
1954 год. Постановлением Совета Министров СССР от 13 ноября принято предложение Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР о строительстве второго Московского аэропорта гражданского воздушного флота в районе селения Елгазино Подольского (ныне Домодедовского) района Московской области.
1956 год. Приказ Начальника ГУ ГВФ № 9 «О создании Дирекции строительства второго Московского аэропорта и назначении директором т. Иванова И.П.». Образована Дирекция строительства объекта № 306 (аэропорт Москва II) в системе Московского управления транспортной авиации ГУ ГВФ при Совете Министров СССР.
1958 год. Постановлением Совета Министров СССР предписано завершить строительство 1-ой очереди аэропорта в 1962 году.
1962 год. Приказ Начальника ГУ ГВФ от 7 апреля 1962 года № 200 «Об организации Московского аэропорта Домодедово». «Организовать в составе Московского управления транспортной авиации ГВФ аэропорт Домодедово и впредь именовать его московский аэропорт Домодедово». Поэтому 7 апреля 1962 года – считается официальным Днем рождения аэропорта Домодедово. Уже в конце 1962 года, после официальной апробации, аэропорт стал отправлять и принимать первые грузовые и почтовые самолеты. В качестве первых грузов перевозили из южных регионов страны фрукты.
1963 год – образование АТБ Домодедово
В этот знаменательный год 40-летия гражданской авиации СССР, в год полета в
космос первой женщины космонавта В.В. Терешковой, а также в год первого полета самолета Ил-62, из аэропорта Домодедово начались регулярные грузовые и почтовые рейсы самолетов Ту-104 и Ил-18, и в августе были образованы Линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ). Так начинается летопись авиационно-технической базы Домодедово. Подготовка к созданию базы началась несколько ранее августа 1963 года — в период строительства ангара. Ростки инженерной службы на земле Домодедово были заложены технологической группой, которую возглавлял Иван
Иванович Глуховеря. В группу входили заслуженные ветераны АТБ: Яценко А.Т., Познахирко Ю.П., Скрыльников В.И., Кудряшов А.М., Гущин В.М., Улесов Т.П., Небось Н.А., Пантелеев В.П., Валетко В.Ф., и другие. С марта 1963г. коллектив группы вел подготовку производственно-технологического процесса и оборудования для цехов и лабораторий.
Велась работа по подготовке кадров, были переучены первые 120 инженеров, техников, механиков. Оборудовались бытовые помещения, склады, комплектовки. Готовилось аэродромное оборудование для технического обслуживания самолетов, монтировалось стендовое оборудование лабораторий. Были созданы три самостоятельных участка: монтажно-наладочный, монтажно-лабораторный РЭСОС и участок оперативного технического обслуживания самолетов.
17 августа 1963 года образованы Линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские. Начальником был назначен Федоров Евгений Неофитович, руководивший ЛЭРМ 9 лет. Под его грамотным руководством велась напряженная подготовка по всем направлениям обеспечения технического обслуживания самолетов, выполнявших из аэропорта Домодедово тренировочные, грузовые и регулярные рейсы.
20 ноября начато выполнение регулярных рейсов №927-928 по перевозке почты, а 26 декабря – совершен первый почтовый рейс по транссибирской магистрали: Домодедово – Свердловск — Омск-Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Хабаровск.
В 60-е годы в СССР проведён ряд организационных мероприятий, направленных на централизацию и улучшение деятельности отрасли.
25 марта 1964 года аэропорт Домодедово вступил в эксплуатацию. В этот день был выполнен первый пассажирский рейс по маршруту Домодедово – Свердловск – Домодедово на самолете Ту-104 №42444.
Специалисты ЛЭРМ выполняют техническое обслуживание турбореактивных и турбовинтовых самолетов Ту-104 и Ил-18. Одновременно с этим идет подготовка к обслуживанию самолетов Ту-114. В начале августа 1964 года из аэропорта Внуково в Домодедово перебазировался отряд этих замечательных самолетов. Первый пассажирский рейс в Хабаровск на этом воздушном гиганте был выполнен уже 18 августа 1964 года – в первую годовщину образования
ЛЭРМ Домодедово.
Продолжающееся увеличение количества рейсов из аэропорта Домодедово потребовало увеличения количества персонала, выполняющего оперативное техническое обслуживание самолетов.
20 мая 1965 года состоялось официальное открытие крупнейшего в стране аэровокзала в Домодедово, в галереях которого были оборудованы производственные помещения для оперативных цехов, выполнявших ТО ВС на перроне.
18 февраля 1966 года приказом Министра Гражданской авиации ЛЭРМ Домодедово была оказана высокая честь и доверие – освоение ТО и проведение эксплуатационных испытаний новой авиационной техники – самолета Ил-62. В короткие сроки была проведена огромная работа по подготовке инженерно-технического персонала и дооснащению базы средствами наземного обслуживания.
1 августа 1966 года самолет Ил-62 впервые приземлился в аэропорту Домодедово, а уже 23 февраля 1967 года новый флагман Аэрофлота совершил свой первый технический рейс в Хабаровск. В совместной плодотворной работе с ОКБ Ильюшина и ГосНИИ ГА коллектив базы в сжатые сроки решил все организационные и технические вопросы, связанные с эксплуатационными испытаниями и тем самым самолетам Ил-62 была дана широкая дорога на осуществление воздушных перевозок как по внутренним, так и по международным трассам.
Приказом Министра ГА от 14 января 1967 года ЛЭРМ Домодедово были переименованы в авиационно-техническую базу – АТБ Домодедово.
Коллектив АТБ принял активное участие в подготовке и проведении воздушного парада в аэропорту Домодедово 9 июля 1967 года. Многие работники базы были награждены Правительством СССР и поощрены Министерством ГА, а за АТБ
Домодедово справедливо утвердилось звание крупнейшей в стране технической базы, предприятия высокой культуры, пионера освоения новой авиационной техники. Именно коллективу АТБ Домодедово было доверено право освоения
технической эксплуатации сверхзвукового самолета Ту-144.
1 ноября 1977 года открылась новая страница в истории гражданской авиации. Самолет Ту-144, успешно пройдя эксплуатационные испытания, совершил свой первый пассажирский рейс в Алма-Ату. Подготовка к техническому обслуживанию этого типа самолета началась еще в 1975 году.
Главной целью деятельности инженерно-технического персонала АТБ Домодедово – является обеспечение полной безопасности полетов при максимальной эффективности использования авиационной техники. В АТБ Домодедово зародилась, была реализована, а затем распространена по Аэрофлоту идея организации периодического технического обслуживания самолетов методом распределенной трудоемкости.
В 1977 году АТБ начала подготовку к технической эксплуатации самолета Ил-62М, который уже 15 июня 1978 года совершил первый беспосадочный полет по самой протяженной трассе в Петропавловск-Камчатский. В конце 70-х, начале 80-х годов начинается резкое увеличение базового парка ВС. К 1989 году парк ВС в Домодедовском производственном объединении гражданской авиации достиг максимального количества самолетов: Ил-62(М) – 53 и 10 – Ил-18. Поэтому в АТБ ведется интенсивная работа по освоению оперативного ТО транзитных самолетов Ту-154, Ту-134, Як-40, Як-42, Ил-86, Ил-76ТД, выполняющих полеты в аэропорт Домодедово. Кроме того, в стране повсеместно ведется оснащение аэропортов курсо-глиссадными системами, обеспечивающими автоматический заход на посадку в условиях сниженных метео минимумов для взлета и посадки по I и II категориям ИКАО.
В 1990 году началась подготовка АТБ Домодедово к ТО самолетов нового поколения — Ил-96-300. Вначале освоение самолёта шло быстрыми темпами, но после 1991 года сильно замедлилось из-за развала страны и глубокого кризиса, охватившего экономику. Но, не смотря на это, в 1992 году уже были выполнены несколько технических рейсов из Москвы в Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Коммерческая эксплуатация самолёта началась 14 июля 1993 года на маршруте Москва-Нью-Йорк. Первое время самолёт использовался преимущественно на зарубежных рейсах. В ДПО ГА полноценная их коммерческая эксплуатация в силу проблем с поставками двигателей ПС-90А началась позже. В 1991 году освоено периодическое ТО еще одного нового базового самолета – Ил-76ТД.
.
После ликвидации союзного Министерства гражданской авиации в 1992 году Домодедовское производственное объединение гражданской авиации получило самостоятельность, а аэропорт получил статус международного. Флот предприятия составлял тогда 45 самолетов Ил-62М, трех Ил-18Д и четырех Ил-76ТД. ДПО ГА получило право на выполнение международных чартерных рейсов. Были организованы перевозки туристов и купцов-туристов (т.е. «челноков») в Китай, Турцию, на Ближний Восток, Африку. Выполнение международных полетов потребовало провести грандиозную работу по модернизации пилотажно-навигационного оборудования самолетов Ил-62М. Устаревшие системы заменялись более совершенными. ИТП АТБ выполнял полеты в составе экипажей ВС на всех типах базовых самолетов. В 1993 году начато периодическое техническое обслуживание небазовых самолетов Ил-18, Ил-62М, Ил-76ТД.
13 января 1998 года произошла реорганизация Домодедовского Производственного Объединения Гражданской авиации в результате которой АТБ вошла в состав группы «Ист Лайн». Управляющим директором ЗАО «АТБ ДОМОДЕДОВО» был назначен Прокопчук Владимир Евдокимович.
Начался современный период в истории базы. К сожалению, в эти годы отрасль продолжало лихорадить, реальных сдвигов и перелома к лучшему не произошло. В 1999 году в очередной раз была проведена реорганизация в гражданской авиации РФ. Взамен Федеральной авиационной службы была создана Федеральная служба воздушного транспорта (ФСВТ). В 2000 году ФСВТ была преобразована в Государственную службу гражданской авиации Министерства транспорта РФ. 2000 год характеризуется некоторой стабилизацией в работе гражданской авиации. Однако переломным, видимо, можно считать 2001 год. В этом году впервые отмечен рост внутренних авиаперевозок. Пассажирооборот на внутренних и международных воздушных линиях вырос, вследствие чего гражданская авиация закончила год с прибылью.
Клиентская база ЗАО «АТБ Домодедово» включала в себя такие крупные авиакомпании как: «Домодедовские авиалинии», «Ист-Лайн», «Алмазы России-Саха», «Атран», «Добролет», «CATS» (Арабские Эмираты»), «Газпромавиа», ГУАП МЧС России, «АтлантСоюз», «Когалымавиа» и многие другие. Помимо этого, выполнялось ПТО самолетов Ил-62М и Ил-96-300 Отдельного Авиационного Отряда №235.
В 2001 году ЗАО «АТБ ДОМОДЕДОВО» приказом ГС ГА присвоен статус Центра Технического обслуживания и ремонта АТ (Центр ТОиР АТ). Клиентская база еще более возросла и пополнилась такими авиакомпаниями как: «Владивосток Авиа», «Магаданавиализинг», «Авиаль», «Аэростарз», «Авиалинии 400», «IMAIR» (Азербайджан, «GVG» (Казахстан), «ВАСО», «ТАПО» и др. За 1998-2003 годы было освоено периодическое ТО самолетов: Ил-86, Ту-154 Б(М), Ту-134, Ил-96-300 и оперативное ТО самолетов: Ан-74, Як-40, Ту-214, Ил-96-300, вертолета Ми-8. Клиентская база по ПТО насчитывала порядка 30 постоянных заказчиков, эксплуатирующих более 100 ВС.
В 2002 году ЗАО «АТБ ДОМОДЕДОВО» присвоен статус ведущей АТБ по обслуживанию самолетов ИЛ-18, ИЛ-62 и ИЛ-76.
В 2003 году на базе АТБ Домодедово было организовано предприятие ЗАО «Ист Лайн Техник» (в дальнейшем переименовано в «Домодедово Техник») по техническому обслуживанию самолетов иностранного производства. Группа специалистов авиационно-технической базы прошла обучение по курсу организации и проведения технического обслуживания самолетов семейства Боинг-767 на базе учебного центра корпорации Боинг в Сиэтле.
Данное предприятие было сертифицировано европейской Объединенной Авиационной Администрацией на выполнение ТО самолетов: BOEING-737, BOEING-757, BOEING-767, а также ВС AIRBUS-319/320/321. Коллектив ЗАО «Ист Лайн Техник», основную массу которого составляли специалисты, перешедшие из ЗАО «АТБ Домодедово», выполнял наземное обслуживание практически всех ВС иностранного производства, выполнявших полеты в аэропорт Домодедово. Так, уже с ноября 2003 года начато выполнение ТО самолетов BOEING-767 авиакомпании «Вьетнам Эйрлайнз», с мая 2004 года — BOEING-767 авиакомпании «Красс Эйр», а с июня -BOEING-757 авиакомпании «ВИМ АВИА».
В 2005году на базе ЗАО «АТБ Домодедово» внедрен метод поддержания летной годности самолетов Ту-154 нескольких авиакомпаний («Аэрофлот», «ЮТэйр», «Сибирь», «Алроса», «Когалымавиа», «Якутия») без капитального ремонта, который доказал свою эффективность и перспективность. Благодаря этому методу не только повысилась эффективность технической эксплуатации самолетов за счет сокращения простоя на ПТО, но и в значительной степени улучшилось их коррозионное состояние, был достигнут наивысший уровень государственного контроля, авторского надзора и научно-методического сопровождения при продлении ресурсов. Данный метод был также распространен и на самолеты Ту-134 ряда авиакомпаний.
К середине 2005 года клиентами АТБ становятся авиакомпании «Аэрофлот» (самолеты Ту-154М и Ту-134), «Сибирь» (BOEING-737-500), «КД Авиа» (BOEING-737-400), «Крас Эйр» (Ил-96-300). Производственные показатели ЗАО «АТБ Домодедово» достигли наивысшей отметки – для предприятия на рынке периодического ТО ВС отечественного производства достигла 49%. Клиентами ЗАО «Ист Лайн Техник» были порядка 20 авиакомпаний.
В сложных условиях уменьшения объемов работ по ПТО, вызванных сокращением парка ВС отечественного производства, в АТБ внедряются меры по расширению сферы деятельности. Освоено периодическое и оперативное ТО самолетов Ил-96-400Т, Ту-214, Ту-204-100, Ту-204-100В. Проведено переучивание персонала на самолет Ил-76ТД-90 с двигателями ПС-90А. Планировалось, что такие самолеты будут поступать на ПТО от авиакомпании «Silk Way». Эти планы реализовать не удалось. Да и по остальным самолетам нового поколения объемы работ оказались невелики.
Вывод из эксплуатации самолетов Ту-154М, Ил-86 и Ту-134 в ряде авиакомпаний («Аэрофлот», «Сибирь»), ухода с рынка авиаперевозок таких авиакомпаний, как «Домодедовские авиалинии» и «Атлант Союз» резко усугубил проблему нехватки объемов работ. Но коллектив АТБ не потерял надежду на будущее. Продолжал искать пути расширения производства.
По инициативе ЗАО «АТБ ДОМОДЕДОВО» 26 марта 2008 г., Ространснадзором была проведена техническая конференция «Опыт и проблемы технической эксплуатации самолетов Ту-154Б,М и задачи по поддержанию их летной годности», на которой был обобщен положительный опыт эксплуатации этих ВС без капитального ремонта и разработаны рекомендации и предложения по их дальнейшему использованию на авиатрассах.
Сегодня Центр Технического Обслуживания и Ремонта Авиационной Техники — ЗАО «АТБ ДОМОДЕДОВО» является одним из ведущих предприятий России по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р) самолетов гражданской авиации. АТБ ДОМОДЕДОВО сертифицирована для проведения периодического и оперативного технического обслуживания воздушных судов российского производства авиационными властями России, Кубы, Судана, Болгарии, Украины и Ирана. Является головным Центром технического обслуживания и ремонта воздушных судов семейства «Ильюшин» и «Туполев». Имеет статус ведущей АТБ по обслуживанию самолетов ИЛ-18, ИЛ-62, ИЛ-76 и право сверки эксплуатационно-технической документации по этим ВС.
АТБ ДОМОДЕДОВО выполняет оперативное и периодическое техническое обслуживание самолетов: Ил-18, Ту-134 (всех модификаций), Ту-154М, Ил-62М, Ил-76ТД, Ил-86, Ил-96-300 (всех модификаций), Ил-96-400Т, Ту-204-100(В), Ту-214, выполняет комплексы работ по продлению ресурсов и сроков службы самолетов Ил-62М, Ил-76, Ту-134, Ту-154М и их компонентов по перечням и программам, разработанным КБ.
На производственных площадях АТБ Домодедово действует Центр по сертификации экземпляров ВС, в функции которого входит инспекционный контроль экземпляров воздушных судов на соответствие установленным требованиям и оформление сертификатов летной годности.
Несмотря на то, что в последние годы в гражданской авиации идет разрушение предприятий ИАС, состояние производственной базы ЗАО «АТБ ДОМОДЕДОВО» позволяет обеспечивать поддержание летной годности отечественных самолетов, несмотря на крайне тяжелое финансовое положение.
В соответствии с требованиями нормативных документов Минтранса РФ, организационно-распорядительных документов Авиационной администрации РФ, рекомендаций ИКАО, в ЗАО «АТБ Домодедово» внедрена система управления обеспечением безопасности полетов – СУБП, определяющая политику предприятия в области безопасности полетов.
Система менеджмента качества АТБ прошла добровольную сертификацию в ОАО «ЦС «ГОСАВИАСЕРТИФИКА» системы сертификации
«Военный регистр» на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и государственному военному стандарту ГОСТ РВ 15.002-2003.
02 мая 2012 года Министерством промышленности и торговли РФ ЗАО «АТБ Домодедово» выдана Лицензия №11588-АТ «На осуществление разработки, производства, испытания и ремонта АТ».
В качестве перспективных направлений своего развития, ЗАО «АТБ ДОМОДЕДОВО» рассматривает:
1. Подготовку к освоению ПТО самолетов Ан-148, SSJ-100, Ил-476, МС-21.
2. Освоение ремонта композитных компонентов ВС, ремонта силовых конструкций планера.
3. Обновление комплекса оборудования по считыванию и расшифровке полетных данных.
4. Организацию локального ремонта авиадвигателей.
5. Организацию складов запасных частей на консигнационной и пульной основе.
6. Реализацию Глобальной Информационно-Управляющей Системы интегрированной в информационные системы разработчиков, изготовителей и НИИ по обеспечению технической поддержки ВС на весь период жизненного цикла, по ТО и диагностированию авиадвигателей, расшифровке всех типов средств объективного контроля.
7. Гармонизацию развития производственной базы отечественных и иностранных ВС, что позволит оптимизировать затраты и сократить сроки окупаемости вложенных средств. Т.е. использовать персонал и современное технологическое оборудования на обоих направлениях. Это: колесный участок, внутренняя уборка, интерьерный участок, аккумуляторная, слесарный участок, метрологическая лаборатория и лаборатория НМК (NDT), участок бытового и аварийно-спасательного оборудования.
При подготовке статьи использован материал альбома «АТБ на рубеже веков».
Пользуясь случаем, поздравляем коллектив и ветеранов АТБ Домодедово с юбилеем!
Подпишитесь на оперативные новости Домодедово в телеграме @prodomodedovo
Поделиться в соцсетях:
Мария:
26.08.2013 в 12:01
Cпасибо за статью! Очень интересно было почитать.
нина:
18.03.2016 в 11:41
Спасибо за этот исторический материал.Теперь население м-на Авиационный будит знать историю нашего городка,которая началась с 1962г.Это год нашего рождения.
вася:
30.03.2016 в 18:44
@нина, история авиагородка явно началась раньше. Дорогу сквозь авиагород строили пленные немцы, соседка рассказывала. И называлось это все поселок Востряково, наверное, это был единственный поселок, на территории которого располагались 5 железнодорожных станций.
Александр Миронов:
30.03.2016 в 16:12
А, интересно, кто автор этой статьи? И почему она появилась сейчас, когда АТБ Домодедово больше не существует?
domodedovod:
30.03.2016 в 21:43
@Александр Миронов, куда делась АТБ и когда?
Александр Миронов:
02.04.2016 в 08:17
@domodedovod, 1 декабря 2014 г. предприятие АТБ Домодедово, выполнявшее периодическое техническое обслуживание самолетов Президента РФ, Министерства обороны. ФСБ, МВД, Роскосмоса и т.д. — ЛИКВИДИРОВАНО.
domodedovod:
02.04.2016 в 10:22
@Александр Миронов, а теперь смотрим на дату статьи и понимаем, что она была опубликована ДО 1 декабря 2014 года. Жаль, конечно, предприятие.
Александр Миронов:
02.04.2016 в 12:24
@domodedovod,
Просто этот материал является небольшой частью (хотя текст абсолютно идентичен и фото те же) мною подготовленного по просьбе бывшего заместителя министра гражданской авиации СССР Горлова Виктора Васильевича для книги «История инженерно-авиационной службы гражданской авиации России». Диски с материалом переданы Горлову В.В. и в ГосНИИ ГА. Один диск оставался в АТБ. Об издании книги мне ничего не известно… Как материал попал к Вам — непонятно.
domodedovod:
02.04.2016 в 15:38
@Александр Миронов, этот материал был прислан нам Молчановым Дмитрием Валерьевичем, Специалистом отдела информационных технологий
ЗАО «АТБ Домодедово» в августе 2013 года. Письмо входящее сохранено.