О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На неудобные вопросы ответит консультант

Для развития Московского авиационного узла планируется привлечь управляющую компанию, которая сможет обеспечить привлечение инвестиций в реконструкцию аэропортов на наиболее выгодных условиях

Для развития Московского авиационного узла планируется привлечь управляющую компанию, которая сможет обеспечить привлечение инвестиций в реконструкцию аэропортов на наиболее выгодных условиях. Сколько аэропортов объединит управляющая компания, под какие объекты она будет брать деньги, что получит государство, а что - частные партнеры - должна определить консалтинговая компания, которую столичные аэропорты выберут в течение месяца, заявил источник в Минтрансе. А до конца года нанятым экспертам нужно будет представить концепцию, которая устроит все стороны.

Проблему развития Московского авиационного узла (МАУ) ведомство детально изучает с 2006 года, когда стало очевидно, что предложенный ранее институтом "Аэропроект" план развития уже не отвечает современным реалиям рынка. И в части прогноза рынка, и в части развития технологий нужна новая стратегия, тем более, что министерству транспорта необходимо смотреть на проблему шире - с позиции развития Московского транспортного узла.

За последние годы тематика МАУ поднималась в правительстве Российской Федерации уже дважды: в 2010 году на совещании в аэропорту Минводы, и в 2011 году на выездном заседании правительства в "Шереметьево". Сейчас транспортное ведомство подготовило очередной документ о своем видении комплексного развития московского транспортного узла. 4 мая этот пакет предложений был направлен в правительство. Один из тезисов этого документа - развитие всех трех крупнейших столичных аэропортов целесообразно доверить управляющей компании, которая сможет привлечь необходимые средства, а заодно и повысит уровень управления активами.

С планами объединения трех московский аэропортов в правительстве "носятся" уже давно, и на то есть свое обоснование. Ведь, казалось бы, можно пустить все на самотек, придерживаясь позиции "рынок сам разберется". Но бесконтрольный рыночный процесс может привести совсем не к тем результатам, которые хотят получить в правительстве. Для того, чтобы обеспечить постоянно растущие потребности Москвы в авиаперевозках, особенно в свете того, что Москва рассматривается, как один из международных деловых и финансовых центров, необходима бесперебойная работа всех трех аэропортов. И, по мнению чиновников, их консолидация в рамках единой управляющей компании позволит достойно конкурировать за транзитного пассажира с крупнейшими европейскими хабами и, как следствие, послужит реализации транзитного потенциала страны.

Для того, чтобы добиться этих целей, необходимо комплексно и скоординированно работать в четырех направлениях: развитие плоскостных сооружений (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и перроны) и терминальных мощностей столичных аэропортов, увеличение пропускной способности воздушного пространства и наземной транспортной инфраструктуры, которая должна позволить пассажирам беспрепятственно добираться до аэровокзалов. Схема развития московских аэропортов сегодня определена в конфигурации, когда две зависимых взлетно-посадочных полосы будут работать во "Внуково", две независимых в "Домодедово" и еще три, две из которых зависимые, - в "Шереметьево". На эти цели, по оценкам Минтранса, необходимо примерно 104 млрд рублей. Однако в Федеральной целевой программе на эти цели отведено только 53 млрд. Кроме того, еще 97 млрд рублей внебюджетных средств придется потратить на развитие терминальных мощностей "Домодедово" и "Шереметьево". Если сейчас в "Шереметьево" наблюдается баланс пропускной способности аэродрома и терминалов, то после ввода в строй третьей ВПП именно терминалы станут лимитирующим развитие аэропорта фактором. Что же касается "Домодедово", то по существующим нормам терминал площадью около 155 тыс. кв.м. должен обслуживать 18 млн пассажиров в год, в то время как реальный пассажиропоток гораздо выше.

Наличие управляющей компании, по замыслу авторов предложений, должно позволить привлечь финансирование на международном рынке на самых выгодных условиях. Этому будут способствовать имя управляющей компании, опыт работы на мировом рынке, наличие серьезных финансовых партнеров, работающих с ней в одной связке. Кроме того, если управляющая компания получит в распоряжение все три аэропорта, это позволит сократить внутреннюю конкуренцию и, как следствие, повысит эффективность инвестиций.

Однако до настоящего времени предложения о поиске и привлечении управляющей компании поддерживались только "Шереметьево" и "Внуково", в то время как представители "Домодедово" не видели для себя очевидных плюсов в этой схеме. Для этого аэропорта важно иметь в своем распоряжении две взлетно-посадочных полосы, причем на таких условиях, чтобы ни на минуту не оставаться только с одной действующей ВПП. Проект реконструкции второй летной зоны, который предусмотрен планами Росавиации и обеспечен бюджетным финансированием, неизбежно сократит пропускную способность аэродрома на момент проведения ремонтных работ. Соответственно, "Домодедово" настаивает на строительстве третьей ВПП, которая после закрытия второй летной зоны заменит ее. Причем финансирование строительства должно осуществляться полностью из средств федерального бюджета. На предложение чиновников профинансировать строительство ВПП на основе концессионного соглашения "Домодедово" пока не дало ответ, отметил собеседник в Минтрансе. Очевидно, что если государство профинансирует строительство новой полосы, то оператор "Домодедово" сможет привлечь средства на строительство нового терминала и расширение площадей существующего аэровокзала, причем сделает это на выгодных условиях: раскрытые в преддверии несостоявшегося IPO финансовые показатели управляющей компании были впечатляюще высоки. Однако без третьей полосы строить новый терминал сегодня - большой риск, связанный со сроками возврата инвестиций.

Чтобы учесть интересы всех сторон, как государства, так и операторов аэропорта, сейчас предлагается отдать вопрос о подготовке предложений по привлечению управляющей компании на откуп консультанту с мировым именем. По мнению источника в Минтрансе, это должна быть неангажированная компания, которая сумеет предложить оптимальный вариант. Ей же предстоит ответить на ряд неудобных вопросов, которые неизбежно зададут представители "Домодедово". Кроме того, финансировать работу консультанта будет не государство, у которого нет ни предусмотренных на эти цели бюджетных ассигнований, ни времени, а сами аэропорты. Кстати, представители всех трех столичных портов, по словам источника, подтвердили свою готовность оплатить подготовку проекта.

Сейчас предполагается, что уже в течение месяца с консультантом будет заключено соглашение, после чего привлеченные специалисты приступят к анализу мирового опыта, ситуации в московских аэропортах, и до конца года вынесут на рассмотрение заинтересованных сторон предложения по привлечению управляющей компании. Однако интрига будет сохраняться до последнего момента, потому что для принятия окончательного решения будет необходимо согласие всех трех аэропортов, а также правительства....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка