Юбилей в Белых Столбах

03.03.2016 18:00

29 февраля в Фестивальном киноцентре Госфильмофонда России состоялось торжественное открытие XX юбилейного кинофестиваля «Белые Столбы».
Юбилей в Белых Столбах
Церемонию открытия вели Ирина Шевчук и Сергей Новожилов (именно они когда-то были первыми ведущими первых церемоний первых фестивалей «Белые столбы», а ныне Ирина – Вице-президент Открытого фестиваля стран СНГ и стран Балтии «Киношок»). Собравшимся в этот вечер был представлен подробный видео- и фотоотчет о мероприятиях, проведенных Госфильмофондом за предыдущий год – год 70-летия Победы.

Юбилей в Белых Столбах

Это и 12 кинотеатрализованных встреч «Товарищ кино», и кинофестиваль «Провинциальная Россия», и Дни литовского кино в Москве, и многое-многое другое.

Юбилей в Белых Столбах

«Вы делаете великое дело – вы заставляете людей помнить и знать великий российский кинематограф!» – сказал по этому поводу почетный гость фестиваля Никита Председатель Союза киематографистов России Никита Михалков.

Юбилей в Белых Столбах

Режиссер поделился воспоминаниями:

«Госфильмофонд – это то место, куда мы ездили смотреть кино. Когда мы учились во ВГИКе, нам привозили картины сначала к часу дня – все приходили к часу. Деканат решил поправить это дело, и нам фильмы стали ставить на восемь утра. И вот зимой, на метро, в пять-шесть утра вставали – едешь, чтобы посмотреть «Человек из мрамора» или Трюфо. А потом перепечатывались переводные статьи – интервью Трюфо, которые он брал у Хичкока, – это все затертые странички, которые передавались из рук в руки. Сегодня кликнул – получил все что угодно. Та свобода, которая сегодня существует в получении информации, она потрясающая, но она порой действительно сшибает с ног, потому что многие научились «как», но многие потеряли «что». Тогда это было то время, когда ты погружаешься в этот мир – таинственный, непознанный, живой, а кино – это живая вещь. Фестивалю двадцать лет – значит он живой».

Юбилей в Белых Столбах

По традиционной красной дорожке фестиваля (посреди зала полного киноведов, историков кино и неравнодушных к архивному делу) прошли Марлен Хуциев, Евгений Герасимов, Александр Митта, Александр Сокуров, Зинаида Кириенко, Алексей Петренко, Всеволод Шиловский, Николай Бурляев, Евгений Герасимов, Аркадий Инин, Светлана Тома, Аристарх Ливанов, Алексей Учитель, Наталья Гвоздикова, Валентина Теличкина, Кирилл лаврентьев, Максим Голосов, Барис Грачевский и другие.

Юбилей в Белых Столбах

Почетным гостем фестиваля стал основатель фестиваля – ректор ВГИК Владимир Малышев.

«В 90-е годы мы вписали в устав Госфильмофонда не только функции хранения, но и популяризации коллекции. Мы создали фестиваль, пригласили сюда в первую очередь кинокритиков, журналистов. Нас поддержал Союз кинематографистов. Я хочу поблагодарить и тех, кто начинал этот фестиваль, и, конечно, нынешний Госфильмофонд с Николаем Михайловичем Бородачевым во главе, за то, что не просто сохранили и фестиваль и Госфильмофонд, и коллекцию, а приумножили, и Госфильмофонд занял действительно почетное место на высшей ступени пъедестала кино».

Юбилей в Белых Столбах

Прозвучали различные поздравления: правительственная телеграмма от Руководителя Администрации президента Российской Федерации Сергея Иванова, речи произнесли первый заместитель министра культуры Московской области Андрей Мурашов и Глава городского округа Домодедово Леонид Ковалевский.

Юбилей в Белых Столбах

Впрочем, кино, даже архивное, не ждет официальных речей. Как и в прошлом году, первая картина фестиваля была показана еще до церемонии открытия.

Участники и гости фестиваля смогли увидеть первый фильм из цикла «Франческа Гааль: неизвестное» – кинокартину «Маленькая мама», которая была впервые показана в полной оригинальной версии. В 1920-1930 годы актриса была всемирной любимицей. «В модных тогда бульварных пьесках франческа одну за лругой играла главные роли. Воплощая на сцене хрупких и оттого не менее оборотистых героинь, актриса стала звездой благодаря своему очарованию, невероятному темпераменту и пластической выразительности». Затем «целых четыре года (1932-1936) Франческа пела-плясала приключения в фильмах, рассказывающих о приключениях симпатичной влюбленной девушки».
Юбилей в Белых Столбах

Три фильма из этого периода ее карьеры «Петер» (1943), «Маленькая мама» (1935) и «Катерина последняя» (1936), режиссер всех трех Герман Костерлиц, – были куплены Советским Союзом и заложили фундамент неувядающей до сих пор популярности Франчески в России» (цитируется статья Анны Гереб для каталога фестиваля). В Белых столбах в рамках цикла будут показаны фильмы «Весенний парад» (1934) и «Чиби-проказница» (1934).

Юбилей в Белых Столбах

В Год кино и для фестиваля «Белые столбы» основной стала программа «Кино о кино» (научным слогом – автометаописание кинематографа). Здесь, конечно, прежде всего, «Кино-глаз» Дзиги Вертова (1924), а также по-чаплиновски смешной «Кинооператор» Бастера Китона (1928). Ну и с нетерпением жду «Боже милостивый («Какими не должны быть фильмы»)» (Джеймс Янг, 1914). И, наверное, знаково появление в этот год программа «Студенчиские работы» великих деятелей русского кино, которая. Надеятся организаторы, станет постояннной для фестиваля.

Традиционные рубрики фестиваля – «Реставрация» и «Архивные находки». И если под знаком первой пройдет Церемония закрытия (в рамках которой состоится мировая премьера полной, окончательной редакции «Сказки о глупом мышонке» (1940) — мультипликационной оперы, созданной Михаилом Цехановским и Дмитрием Шостаковичем). То на открытии показали уникальную архивную находку, а точнее архивное кино об архивном кино: кадры, снятые более полувека назад, – самый первый фильм об истории Госфильмофонда «В мире кинолент» Аркадия Едидовича, созданный в 1960 году. В нем была запечатлена и юная Валентина Николаевна Симачева, которая работает в Госфильмофонде до сих пор – в этот вечер ей вручили благодарность и денежную премию за выслугу лет.

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Радлогов, который в 69-м году пришел работать в Госфильмофонд – в отдел научной обработки иностранного фильмофонда, вместе со своими коллегами – директором фестиваля «Кинопроба» Лилией Немченко и режиссером, сценаристом, киноведом, Председателем Комиссии по Премии Дмитрием Салынским – вручил «Белого СЛОНА имени Мирона Черненко» коллективу фестиваля «Белые столбы». Приз от имени коллег получил художественный руководитель фестиваля Петр Багров.

Генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачев вручил Призы XX Международного кинофестиваля архивного кино «Белые Столбы» «За вклад российской режиссуры в мировой кинематограф» Марлену Хуциеву, Александру Сокурову и Никите Михалкову. И добавил к ним обещание, что Приз этот будет вручаться до конца существования Госфильмофонда. Получая награду. Марлен Мартынович признался: «Я не знаю, что я внес в мировой кинематограф, но я точно знаю, что я кое-что из него вынес, иначе я бы не смог делать то, что делаю». А Александр Николаевич «сердечно поблагодарил за трудопонимание». Никита Серегеевич произнес: «Когда работаешь ради наград, их всегда мало. А нежданная радость, всегда приятна. В таком ансамбле большая честь получить эту награду». Всех лауреатов премми на сцену поднялся поздравить Алексей Петренко. Алексей Васильевич сравнил режиссеров с наездниками, а актеров со скаковыми лошадьми. «От имени актеров, снимавшихся у вас: спасибо, что лишаете нас свободы», – заключил артист. В ответ Никита Михалков не удержался: «Лучшее. Что есть в нашем кинематографе – русский артист!».

Гости открытия увидели фрагмент из экспериментального беспредметного фильма «Квадраты» (1934) и рекламу сигарет «Meluka» – «Мелука идет вперед!» (1934-1935?) режиссера Оскара Фишингера, а также работу его брата Ханса Фишингера «Танец красок» (1939) на музыку «Танца часов» Амилькаре Понкьелли – последнее произведение абстрактного кино, снятое в нацистской Германии. Фишингеры считали, что абстрактное кино в конце концов победит норративное. Когда смотришь их фильмы, в это веришь. Для фильма «Квадраты» «Фишингер создал около 300 рисунков темперой на бумаге – квадраты различных размеров и цветов, наложенные друг на друга. Двигались они перпендикулярно плоскости экрана – то на зрителя, то от него. Каждое изображение и снималось, и печаталось с разными цветовыми фильтрами, что давало богатейший набор цветовых комбинаций и позволяло в течение нескольких минут избежать повтора. Фильм,п редставляющий собой чистую абстракцию, был запрещен Reichsfilmkammer (Имперской палатой кинематографии) – возможно, еще до завершения работы» (из статьи Петра Багрова для каталога фестиваля). В Госфильмофонде фрагмент фильма с фонограммой сохранился в прекрасном качестве. Для показа в рамках фестиваля он был специально отсканирован и создана цифровая копия.

Завершил церемонию показ студенческой короткометражной киноленты Никиты Михалкова «Вещи» (1967). Эта черно-белая картина почти без слов стала первой режиссерской работой Михалкова и одним из четырёх его студенческих короткометражных фильмов.

Наталия Егорова.

Подпишитесь на оперативные новости Домодедово в телеграме @prodomodedovo

Поделиться в соцсетях:

Ваш отзыв